"Чувашпечать" и газетно-парфюмерная война в Чебоксарах

Газетно-парфюмерная война разворачивается в Чебоксарах. Камнем преткновения стали киоски ОАО "Чувашпечать", директор которой Станислав Александров (Убаси) первым забил информационный набат, обвиняя столичную мэрию в "планомерной работе по созданию трудностей в работе" - в частности, с его слов, администрация не подписывает договора на пролонгацию, в результате в подвешенном состоянии находятся 45 киосков из 53.

Александров апеллирует к социальной важности киосков: при их отсутствии, по его расчётам, "цена на газеты в районных киосках в силу сверхубыточности вырастет в два раза". В мэрии для обсуждения данной проблемы организовали очно-публичную ставку, при этом особый акцент был сделан не на юридических и законодательных моментах, а на продаже в газетных киосках спиртосодержащей продукции. Столичные чиновники приводят другие цифры и другие аргументы. Заседание в мэрии больше напоминало спектакль, в буквальном смысле попахивающий дешёвой парфюмерией и очередным скандалом, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Под прицелом фото- и телекамер заместитель главы столичной администрации по экономическому развитию и финансам Максим Семенов выудил из карманов пиджака флакончики с одеколоном, купленные накануне за 23 рубля штучка в киосках ОАО "Чувашпечать". "Почему киоски, распространяющие газеты и журналы, торгуют спиртосодержащей продукцией?" - почти прокурорским тоном обратился он к Станиславу Александрову. Директора "Чувашпечати" такой разворот событий застал врасплох.

Замглавы горадминстрации пояснил, что одеколон был приобретен в киосках на ул. Гражданской, Ахазова, в переулке Ягодный, у кинотеатра "Сеспель", и продемонстрировал в качестве доказательства товарные чеки на парфюм. Максим Семенов добавил также, что упомянутые киоски находятся в субаренде у некой Татьяны Александровой. Однако гендиректор ОАО отрекся от родства с субарендатором-"однофамильцем", но отрицать тот факт, что в ассортименте торговой сети имеется одеколон, не стал, заметив, что подобного рода парфюмерия имеется в продаже не только у "Чувашпечати", но и в других розничных сетях, распространяющих прессу в Чувашии, а также в отделениях почты. "В Казани в газетных киосках и пиво продают, и молоко, и хлебом, чтобы как-то компенсировать издержки, иначе газеты были бы в два-три раза дороже нынешнего. Если есть факты, что наши киоскеры продают что-то запрещенное из своей сумки, накажем", - заявил он.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Станислав Александров также сообщил, что пивом киоски "Чувашпечати" не торгуют, однако в продаже имеется другой напиток - "энергетики": "Да, кое-где мы реализуем два вида энергетического безалкогольного напитка, но только лицам, достигшим совершеннолетия".

Свежие газеты и журналы на витрине чувашской наследницы "Союзпечати" сегодня отнюдь не основной товар. Прессу заметно теснят сигареты, жвачка, шоколадки, игрушки, канцтовары, игральные карты, средства гигиены, бижутерия и прочая мелочь - по словам Александрова, всего более 2 тыс. наименований, в то время как печатная периодика в киосках представлена в 700 наименованиях. На этом фоне жалобы руководства "Чувашпечати" на "убыточность" розничной торговли некоторым кажутся сомнительными. А прогнозы по удорожанию газет в "районных киосках" - и вовсе мифическими, поскольку районные газеты распространяются по подписке, их доля в рознице просто ничтожна.

Вся эта история, или, как определил её Станислав Александров, "шумиха по сносу киосков", сам же и запостив информационную вол(й)ну через свой блог, так и могла бы остаться выяснением отношений хозяйствующего субъекта со столичными чиновниками и быть вне широкого информационного внимания. Если бы не серия принципиальных "но". Понятно, что киоски "Чувашпечати" нужны, но при условии, что они действительно социально ориентированы и главенствующее место здесь занимает качественная периодика. Логично смотрится здесь и некоторый перечень канцелярских товаров, которые являются хорошим подспорьем для увеличения прибыльности работы киосков. Но при этом абсолютно не понятна позиция руководства "Чувашпечати", которое под прикрытием собственных заявлений о социальной ориентированности даёт добро на продажу сомнительной парфюмерной продукции. Законодательно в этом нарушений нет. Но где же социальная ответственность и гражданская позиция? Та самая, о которой пишут газеты, продаваемые в тех же киосках "Чувашпечати". Та самая, которую демонстрирует, к примеру, руководство ГУП "Фармация": в государственных аптеках Чувашии ещё пять лет назад осознанно отказались от продажи медицинских спиртовых настоек, в частности, боярышника, дуба (так называемых "фанфуриков"), и позицию эту жёстко выдерживают, даже недополучая прибыль (исключение составляют те товары, которые входят в обязательный перечень лекарственных препаратов).

Вызывают вопросы и отсылки на убыточность работы киосков, если они будут специализизироваться только на продаже периодики. Дважды на заседании Станиславу Александрову задавали вопрос о том, какова доля выручки от продажи газет и журналов в общей сумме прибыли, сколько это "весит" в рублях. Однако следовали туманные ответы о составе ассортимента. Не были озвучены и суммы предполагаемых убытков.

И эта ситуация осталась бы малоинтересной, если не проблема алкоголизации населения Чувашии. Проблема серьёзная, проблема острая, проблема масштабная. Власти бьют тревогу и принимают соответствующие программы, к решению этой проблемы подключаются депутаты. По данным на 1 июня 2012 года, в Чувашии показатель общей заболеваемости алкоголизмом составляет 1683,6 на 100 тыс. населения, он выше, чем в целом в ПФО (1407,2) и России (1595,6). Кроме того, в 2011 году Чувашия занимала четвёртое место в России по показателю острых отравлений спиртосодержащей продукцией, по смертности от отравлений - девятое в стране. Чувашские депутаты даже обратились с письмом к премьер-министру Дмитрию Медведеву о "необходимости принятия срочных мер для упорядочения оборота спиртосодержащей продукции".

Что касается "профильного" товара "Чувашпечати", то и с ним случались скандалы: ещё не забыта нашумевшая в 2008 году история с брошюрой "Адольф Гитлер" из серии "100 человек, которые изменили ход истории" с портретом фашистского лидера на обложке. В "Чувашпечать" она поступила в количестве 300 экземпляров и распространялась через киоски, вызвав бурную реакцию общественности всей страны. Значительная часть биографии - рубрика "Загадки Восточного фронта" - фактически описывает прегрешения другого человека - Сталина. И главную "загадку" видит и разоблачает не в Гитлере, а в его противниках. Тогда Станислав Александров заявлял ИА REGNUM, что подобная брошюра не ведет к пропаганде фашизма и "не способна заинтересовать скинхедствующую российскую молодежную аудиторию", а издание приравнял к "антифашистскому и антигитлеровскому пиару".

Отметим, что на совещании в столичной мэрии поводом для горячего разговора стали два самовольно, как утверждают в горадминистарции, установленных "Чувашпечатью" киоска на улицах Хузангая и Университетской. Обе точки были выявлены в ходе недавней инвентаризации всей торгово-розничной сети на территории Чебоксар. "Из 498 нестационарных объектов торговли было выявлено 88, не имеющих всю необходимую разрешительную документацию и подлежащих демонтажу. В том числе 29 киосков "Чувашпечати", у которых истекли по договорам сроки аренды земли. Все организации получили уведомление на демонтаж своих "точек", - сообщил Максим Семенов.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM начальник городского управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства Фасиха Солдатова подчеркнула, что у руководства города нет цели закрыть конкретно чьи-то киоски, тем более, если их владельцы регулярно перечисляют в казну все положенные по договору выплаты. По её словам, подобные уведомления в качестве предупреждения получила не только "Чувашпечать", но и другие владельцы киосков, к которым возникли вопросы по разрешительной документации на "нестационарные торговые объекты". Однако только "Чувашпечать" так эмоционально отреагировала.

Отметим, что после встречи в городской администрации каждая из сторон озвучивала противоречивые цифры по количеству киосков. Так, на сайте столичной мэрии появилась информация о том, что "по результатам инвентаризации выявлены 8 киосков ОАО "Чувашпечать", установленных без разрешительных документов и за которые не вносится арендная плата в городской бюджет". По данным отдела муниципального земельного и лесного контроля Горкомимущества, на шесть киосков составлены протоколы об административном правонарушении за нарушение порядка размещения объектов мелкорозничной торговли.

У гендиректора "Чувашпечати" свои цифры и своя версия ситуации, которую он называет "негативным отношением к предприятию чебоксарской администрации". Именно такая формулировка звучит в его обращении к президенту России Владимиру Путину. В письме автор сетует на то, что "в последнее время со стороны чебоксарской администрации ведется планомерная работа по созданию трудностей в работе "Чувашпечати". В частности, Станислав Александров говорит об официальном уведомлении столичной мэрии о демонтаже 12 киосков в Московском районе, а также о том, городские чиновники "не подписывают договора на пролонгацию", в результате в "подвешенном состоянии находятся 45 киосков", некоторые из которых работают по 30 лет и более. По мнению руководителя "Чувашпечати", все ниточки ведут к одному из акционеров предприятия, депутату Чебоксарского городского собрания, единороссу Евгению Андрееву.

"В июне 2012 года после годового общего собрания акционеров, он в личной беседе с председателем совета директоров В.Терентьевой и в присутствии секретаря Совета директоров Н.Ильиной сделал предложение о желании продать свои акции по астрономической цене - 11 млн рублей (то есть: хотите спокойно работать - платите). Что это, как не скрытая форма рэкета?" - вопрошает в письме к главе государства Станислав Александров, уточняя, что номинальная стоимость акций, приобретенных когда-то депутатом, составляла не более 48 тыс. рублей. И продолжает: "Когда предложение было отвергнуто, прозвучали высказывания о будущих проблемах предприятия с чебоксарской горадминистрацией", с которой у Андреева "очень хорошие отношения".

Заместитель главы чебоксарской администрации - председатель Горкомимущества Евгений Якутенок считает обвинения руководителя "Чувашпечати" в умышленном затягивании подписания договоров безосновательными: "Есть ряд договоров аренды, которые на сегодня уже подписаны. Но сама "Чувашпечать" почему-то не торопится регистрировать их в Росреестре. Если предприятие хочет зарабатывать, почему не спешит оформить свои торговые точки до конца?". Прямого ответа на вопрос Станислав Александров не дал, сообщив только, что едет по этому вопросу в Госдуму, чтобы депутаты разобрались в ситуации.

Источник: ИА REGNUM