Статья 8 законопроекта вводит понятие «Универсальной услуги почтовой связи», включающей как пересылку почтовых отправлений, так и подписку на периодические печатные издания и их доставку. В то же время, согласно п.1 статьи 11 оказание универсальной услуги почтовой связи осуществляется на основании специальной лицензии, причем условия ее получения существенно ограничивают перечень организаций-претендентов и, по сути, оставляют такую возможность только для ФГУП «Почта России».
Подписка на периодические печатные издания и их доставка в принципе не может рассматриваться в составе универсальной услуги почтовой связи, поскольку является составной частью распространения массовой информации и регулируется Конституцией РФ и Законом «О СМИ», т.е. имеет отдельный предмет регулирования. Включение данного вида деятельности в состав универсальной услуги противоречит указанным законам, антимонопольному законодательству и даже ряду положений самого обсуждаемого законопроекта (статья 4), и в силу этого подписка и доставка должна быть исключена из состава универсальной почтовой услуги.
Кроме того, принятие статьи 8 проекта ФЗ «О Почтовой связи» в существующей редакции приведет к искусственному ограничению конкуренции на рынке услуг по подписке на периодические печатные издания и их доставки и, как следствие, к массовым нарушениям прав на свободное распространение СМИ издателей, редакций, подписных агентств и иных распространителей.
АРПП обращает внимание руководства Минсвязи, Почты России и всей медийной общественности страны на большую опасность для отрасли статьи 8 законопроекта о почтовой связи и призывает статью пересмотреть, исключить подписку из категории универсальных почтовых услуг. Было бы оправданным, чтобы подписка и в будущем продолжала оставаться территорией конкурентного свободного рынка, на котором Почта России выполняла бы функции оператора, являясь одним из участников этого рынка.
Пресс-служба АРПП