«Оказание поддержки распространению печати — одно из базовых направлений политики Франции»

Изучая тему государственной поддержки печатных СМИ в разных странах мира, PlanetaSMI.RU обратилась в Посольство Франции в России с просьбой рассказать как строится политика этого государства в отношении отрасли печати.

На вопросы интернет-журнала ответила Алис Рено, пресс-атташе посольства.

— Какие формы государственной поддержки печатных СМИ существуют в вашей стране? Например, дотации, субсидии, льготы по НДС…

— В соответствии с принципом равенства французское государство не может оказывать поддержку только бумажной прессе. Следовательно, государственная поддержка оказывается в целом печатным СМИ — и бумажным, и электронным. Некоторые виды поддержки касаются только бумажных изданий: специальные тарифы на железнодорожном транспорте, помощь распространителям и поддержка модернизации распространения. Кроме этого, поддержка оказывается на разных уровнях. Цели, которые она преследует, разнообразны и содействуют обеспечению плюрализма СМИ.

Государственная поддержка, традиционно, состоит из трех элементов: оказание помощи в распространении,обеспечение плюрализма и поддержка модернизации. Три этих основных направления подразделяются на категории, предназначенные, прежде всего, для профессиональных журналистов. Вот несколько примеров: поддержка может быть прямой или косвенной.

Прямая поддержка — это субсидии издательствам и всем участникам распространения. Специальные дотации предназначены для СМИ, которые переживают кризис (или стоят на пороге кризиса), региональных СМИ и СМИ, имеющих небольшую базу рекламодателей. Все это делается для обеспечения плюрализма.

Косвенная поддержка также разнообразна. Это могут быть налоговые или социальные льготы (специальные тарифы социальных отчислений для продавцов — распространителей и продавцов изданий).

— Как давно эти формы поддержки существуют, и как они закреплены законодательно?

— С давних пор пресса занимает важнейшее место в жизни Франции. Она является «четвертой властью» и опорой демократии. Именно поэтому государственная поддержка в этой области сильно развита. Впервые государственная поддержка появилась после Великой Французской революции, это были почтовые льготы (специальные тарифы, которыми пользовались печатные органы). С тех пор господдерка продолжала развиваться для того, чтобы соответствовать требованиям времени, технологическим достижениям и выросшим культурным запросам. В октябре 2008 года были созданы Генеральные штаты прессы, в задачу которых входила разработка программы антикризисных мер, развития интернета и бесплатных изданий. После этого государственная поддержка увеличилась (23 января 2009 года Президент Саркози представил инновационный план реформирования государственной поддержки печатных СМИ).

Государственная поддержка печатных СМИ строго регламентируется законодательными актами. Не каждое печатное издание может ее получать. Поддержку могут получать издания, зарегистрированные Паритетной комиссией по вопросам печатных изданий и информационных агентств ( C PPAP). Кроме того, нет единого юридического документа, регламентирующего государственную поддержку СМИ. Это целый комплекс законов и декретов, регламентирующих государственную помощь, которые принимались постепенно.

— Какие реальные результаты данные формы поддержки принесли в отрасль печатных СМИ за последние годы?

— Результаты осуществляемой государственной поддержки печатных изданий, в частности, бумажной прессы, оценить непросто. Значительные бюджетные средства, направляемые на поддержку СМИ (305,9 млн. евро в виде прямой поддержки и 200 млн. евро — косвенной в 2010 году), предполагают наличие ощутимых положительных результатов. Несмотря на снижение общего объема реализации печатных изданий (1,9%) в 2011 году, Министерство культуры и массовых коммуникаций чувствует себя уверенно. Общий анализ результатов 2011 года свидетельствует о том, что «печатные СМИ продолжают восстанавливаться после очень сложного 2010 года, а некоторые показатели даже улучшились».

— Поддерживает ли государство распространение печати — розничные продажи и подписку?

— Оказание поддержки распространению печати — это одно из трех базовых направлений политики государства. Оно включает в себя ряд мер: поддержка продаж и распространения СМИ, начатая соответственно в 1998 и 2002 годах, субсидии, направленные на обеспечение доставки печатных изданий подписчикам как во Франции, так и за ее пределами. Дотации по доставке составляют 0,30 сантимов на экземпляр, и предназначены, в основном, издателям. А поддержка модернизации распространения (2004 год) и дотации распространителям специализированных и независимых изданий (2011 год) могут использоваться только продавцами газет и журналов. Речь идет о дотациях, достигающих 5 600 евро. Другим направлением господдержки являются специальные тарифы издателям на железнодорожном транспорте. Государство обеспечивает компенсацию железнодорожникам, ее размеры составили в 2007 году 7,3 млн. евро.

— Насколько необходима, на ваш взгляд, государственная система поддержки отрасли печатных СМИ и их распространения в наши дни, особенно в свете нарастающего влияние цифровых технологий? Сможет ли традиционная печать выжить под натиском Интернета и новых медиа без поддержки государства?

— В последние десятилетия печатные СМИ переживают тяжелые времена. Если раньше бумажная пресса имела монополию на информацию, то теперь она сталкивается со все возрастающей конкуренцией со стороны современных средств, прежде всего, радио, телевидения и интернета. Технологический прогресс идет параллельно с культурной революцией. Традиции французов в отношении получения информации меняются, печатную продукцию затрагивает кризис. Плюс к этому, экономический кризис сильно сказался на всей отрасли. Воздействие кризиса на рекламные продукты имело драматические последствия для печатных СМИ. Многие издания финансово зависят от рекламодателей. Именно на противодействие этим процессам направлена программа господдержки, она принесла более или менее ощутимые результаты. Кроме этого, газеты и журналы смогли приспособиться к новым условиям и создали собственные информационные интернет-порталы, на которых часть информации находится в свободном доступе. Что многих вполне устраивает. Таким образом, возникает вопрос: не сама ли бумажная пресса делает все для своего вытеснения электронными СМИ? И, даже если иногда встает вопрос об эффективности государственной поддержки, то совершенно очевидно, что без нее обойтись невозможно. Без этой поддержки ситуация печатных СМИ во Франции была бы гораздо тяжелее.

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.ru