Евгений Абов, заместитель генерального директора ФГУП «Российская газета»:
«Не вижу прямого влияния вступления России в ВТО на медиарынок, Возможно, что-то изменится в отношении продажи бумаги».
Александр Страхов, генеральный директор UNITED MEDIA HOLDING (UMH):
«Вступление России в ВТО - это большая открытость рынка, снижение барьеров на пути движения капиталов и торговли, и должно положительно повлиять на экономику в целом. При этом я не думаю, что в нашей медийной индустрии произойдут значимые перемены. Конечно, ряд изменений косвенно затронет рынок печатных СМИ, но для отдельных предприятий они несущественные.
Коллизия с увеличением пошлины на импорт мелованной бумаги, как я понимаю, вызвана не столько вступлением в ВТО, сколько не вполне четкими действиями наших чиновников. Возможно, они просто не сопоставили коды ТН ВЭД мелованных бумаг в документах, относящихся к ВТО и к Таможенному Союзу. И получили соответствующий результат.
Теперь необходимо урегулировать этот вопрос. Видимо, это произойдет не сразу, я предполагаю, потребуются несколько месяцев, до полугода.
Но участники рынка имеют возможность и сегодня освободиться от высокой таможенной пошлины. Еще с прежних времен существует механизм для СМИ информационного характера, адресованных широкой аудитории. Если издание не рекламное, не эротического характера и тому подобное, то оно получает в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям соответствующий документ и заявляет свое право на таможенные льготы. В том случае, если издание само не импортер, то по его поручению соответствующую заявку подает типография, которая закупает для этого СМИ бумагу. Да, процедура не совсем прямая и простая, но возможность минимизировать влияние пошлины есть.
Что касается опасений об уходе наших СМИ на зарубежные полиграфические базы, то такая опасность есть. Но пока чисто теоретическая. Переход может стать интересным для издателей только в том случае, если история со снижением импортной пошлины на бумагу забуксует на полгода и больше».
Борис Коношенко, генеральный директор и шеф-редактор газеты «Metro Москва»:
«Я не ожидаю, что в результате вступления и ВТО начнется интенсивный приток новых западных игроков в Россию. Хотя, с одной стороны, наш рынок будет открытым для западных инвесторов, но, с другой, обстановка в российском обществе становятся все более консервативной, и страхи зарубежных издательских домов перед этими рисками растут.
В то же время, мы ожидаем увеличения притока рекламодателей. Именно на рынке потребительских товаров и услуг произойдет наибольший рост конкуренции. Следовательно, станут расти и затраты производителей на маркетинг и рекламу. Так как наше издание имеет массовый потребительский характер, к тому же газетный бренд Metro хорошо известен и успешен во всем мире, нам будет легче находить общий язык с новыми бизнесами, пришедшими в Россию из-за рубежа.
На рынке печатных СМИ есть опасения, что из-за повышения пошлин вырастет стоимость бумаги. И это станет причиной роста издержек издателей. Однако, мировая тенденция - общее снижение цен на бумагу. Так что, как минимум, мы надеемся, что в январе газетная бумага в России не подорожает».
Борис Калатин, генеральный директор ИД «Гудок»:
«Не думаю, что вступление России в ВТО окажет существенное влияние на медиарынок, поскольку рынок СМИ у нас уже сформировался. На нем достаточно много российских изданий, и они конкурентоспособны.
Те западные игроки, которые были заинтересованы в присутствии на нашем рынке, уже пришли. Вступление в ВТО может оказать влияние только в отношении печати тиражей. Но на содержание СМИ этот факт вряд ли окажет влияние».
Юлий Матевосов, старший аналитик по телекоммуникациям и медиа «Альфа-банка»:
«Вряд ли вступление России в ВТО сильно повлияет на медийное пространство, поскольку оно и до этого было достаточно открытым для зарубежных игроков. Также, скорее всего, это влияние не будет прямым. В связи с тем, что вступление в ВТО откроет границы для большого количества потребительских товаров, могут появиться дополнительные рекламные бюджеты на их продвижение.
Что касается такого сегмента медиарынка, как Интернет, то это пространство всегда было свободно для игры. К примеру, Google и без ВТО чувствует себя достаточно свободно в России.
В целом же, эффект от вступления России в ВТО сложно однозначно оценить сейчас. Это можно будет сделать примерно через год».
Андрей Трушников, главный редактор газеты «Южноуральская панорама»:
«Что касается ВТО, то не думаю, что вступление России в эту организацию напрямую повлияет на медиабизнес. И угроз здесь больших не вижу. Те, кто хотели присутствовать на рынке, имели возможность быть на нем.
Но возможно опосредованное влияние. Например, у типографий будет больше возможностей завозить современное оборудование, под этим углом зрения вступление в международную организацию - только плюс.
Но ВТО может негативно повлиять на некоторых наших рекламодателей, могут повыситься цены на бумагу - а это уже минусы».
Источник: журнал «Новости СМИ», №17(351), 2012 г.