Письмо на имя министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова от Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП, объединяет более 90 компаний) было направлено 25 сентября, рассказал "Ъ" председатель правления ассоциации Александр Оськин. АРПП просит пересмотреть подготовленный министерством проект закона "О почтовой связи", который, по мнению ассоциации, представляет "серьезную угрозу" для института подписки на печатные издания в России.
Возражения АРПП вызвала статья 8 предложенного законопроекта, предлагающая отнести подписку на периодические печатные издания и их доставку к так называемой универсальной услуге почтовой связи. Статья 11 того же проекта предписывает, что универсальная услуга может оказываться лишь на основе лицензии, выдаваемой оператору почтовой связи. Условием ее получения является наличие у оператора инфраструктуры, включающей "отделения почтовой связи и транспортно-сортировочные узлы, а также наличие возможности организации регулярных маршрутов для перевозки почтовых отправлений". Но такой инфраструктурой и такими возможностями, указывается в письме министру, располагает лишь сама "Почта России", которая в случае принятия закона "становится монополистом в этом секторе распространения печатных СМИ". Такая перспектива ликвидирует свободный рынок подписки и приведет к прекращению существования действующих подписных агентств, считают авторы письма. При этом, добавляют они, многократно возрастет, став "неподъемной", нагрузка на саму "Почту России", чья деятельность в сфере подписки будет неэффективной.
Объем рынка подписки на прессу в России в 2011 году, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, составил 20,2 млрд руб. Таким образом, на подписку приходится 17,9% всей выручки печатных СМИ (остальное — реклама и продажа в розницу) и около 30% всех тиражей. Крупнейшие участники рынка — ОАО "Агентство "Роспечать"" (по собственным данным, контролирует около 35% рынка, входит в группу "Базовый элемент" Олега Дерипаски), ООО "Межрегиональное агентство подписки", ЗАО "Агентство подписки и розницы". Механизм работы подписных агентств описан, например, в годовом отчете "Роспечати", согласно которому агентство, кроме соглашений непосредственно с издателями, заключает также субагентские договоры с региональными распространителями, в роли которых могут выступать в том числе структуры "Почты России". Региональные распространители, в свою очередь, работают непосредственно с подписчиком и передают агентству собранные заказы вместе с деньгами.
Сейчас доставка периодической печати не относится к почтовым оправлениям и вообще не является услугой почтовой связи, при этом на рынке присутствует значительное количество альтернативных доставщиков, подтверждает собеседник, близкий к Минкомсвязи. Два других источника, осведомленных о ходе разработки проекта, утверждают, что сама "Почта России" не поддерживала включение подписки в состав универсальной услуги, хотя в данный момент и не настаивает на пересмотре законопроекта в этой части. В пресс-службе "Почты России" вчера отметили лишь, что законопроект "еще требует доработки", которой поможет в том числе "подключение к дискуссии общественности и всех заинтересованных групп". Советник министра связи Борис Оникул вчера подчеркнул, что включение доставки периодических изданий в универсальную услугу является "обязательством перед издательствами и населением, а вовсе не привилегией". По его словам, издательства вправе работать, вообще не привлекая "Почту России" к распространению и таким образом не подпадая под действие закона. "Они имеют право издавать и распространять свою продукцию",— сказал он.
Вице-премьер Аркадий Дворкович вчера, выступая в Совете федерации, пообещал, что новая редакция закона "О почтовой связи" будет рассмотрена правительством в декабре. Проект, разрабатывавшийся несколько лет, 17 сентября 2012 года был опубликован Минкомсвязи для общественного обсуждения, которое продлится до 2 октября.
Павел Белавин, Владислав Новый
Источник: КоммерсантЪ