"Законопроект нуждается в существенной доработке и не отвечает современным реалиям антимонопольного регулирования почтовой отрасли", — сообщил "Росбалту" источник в ФАС. С официальным отзывом на законопроект "О почтовой связи" в антимонопольном ведомстве обещают выступить после его детального анализа.
В конце июня этого года ФАС вынесла решение об отсутствии в действиях ФГУП "Почта России" нарушений антимонопольного законодательства, согласившись с тем, что "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей, простых, заказных, с объявленной ценностью) на территории Российской Федерации в условиях естественной монополии". При этом в решении службы было отмечено, что "удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства".
Эксперты отрасли также видят в проекте закона массу недостатков.
"Либерализация почтового рынка нужна. Но, на мой взгляд, она должна выражаться не столько в появлении новых игроков, сколько в снижении излишнего контроля, повышении эффективности работы и снижении степени бюрократизации уже существующего игрока. Главное — повернуть его деятельность в рыночное русло, когда компания нацелена на извлечение прибыли за счет роста внутренней эффективности, а не всецело полагается на госфинансирование. Сама идея по тарификации абсолютно всех услуг "Почты России" — полная противоположность либерализации. На мой взгляд, авторы законопроекта или попросту не владеют терминологией, или ратуют за принятие заведомо неработающих законов. Комментировать такие инициативы просто невозможно. Боюсь, что итог принятия подобного закона может быть только один — расходы колоссальных объемов госсредств на поддержание неэффективной структуры. Принятие законопроекта не будет способствовать улучшению работы деятельности "Почты России" и повышению ее рентабельности", — считает аналитик "Альфа-Банк" Эльдар Вагабов.
Исполнительный директор аналитической компании Direct INFOАлексей Кондрашов, в свою очередь, отмечает, что "принятие законопроекта может спровоцировать падение уровня доступности почтовых услуг в регионах, где их оказание не является целесообразным".
По мнению адвоката, управляющего партнера Московской коллегии адвокатов "Легис Групп" Сергея Горбачева, "основным возможным негативным последствием данного проекта могут являться положения, направленные на приватизацию (то есть на передачу из государственного в частный сектор) предприятий почтовой связи, что неминуемо приведет к повышению тарифов на услуги почтовой связи и снизит социально-ориентированные функции почтовой службы".
"Основной негатив от новых правил игры на почтовом рынке связан как раз с сокращением количества отделений почтовой связи. Поскольку сокращение будет происходить за счет отдаленных регионов, это ослабит их связь с большой землей – более населенными российскими территориями, что, в свою очередь, негативно с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Наличие национального государственного оператора для России принципиально важно, поскольку частные компании не смогут обеспечить почтовую связь с отдельными регионами или населенными пунктами при отсутствии финансовой эффективности направления", — считает аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева.
С ней согласен главный юрист "Энергогазинвест-Тула" Андрей Белобрагин. "Одно из очевидных негативных последствий реализации законопроекта — это снижение доступности почтовых услуг в сельской местности. Прежде всего тех, которые не смогут оказывать почтальоны (купить конверт, отправить посылку). Наличие государственного почтового оператора для страны, с такой территорией как Россия, очень важно, особенно в условиях нерентабельного рынка почтовых отправлений в малых и удаленных населенных пунктах, где нет конкуренции со стороны частных курьерских служб. Либерализация рынка и появление на нем новых игроков создает достаточно высокие риски. В первую очередь, речь идет о потенциальных претензиях к качеству, в связи с очень высокими стандартами и жестким потребительским законодательством. У мелких франчайзи-операторов чувствительность к таким искам и их значимость будет гораздо выше, чем у ФГУПа. Нельзя не отметить и потенциальную непрозрачность и коррупционность определения стоимости франшизы", — отмечает юрист.
Источник: Росбалт