Подписка на газеты и журналы выглядит лучше, чем розница

26 сентября 2012 г. в помещении ОАО «Роспечать» состоялось заседание Комитета АРПП по проблемам распространения печатной продукции по подписке. В заседании приняли участие представители ОАО Агентство «Роспечать», ООО «Межрегиональное агентство подписки», ОАО «АРЗИ», ООО «Агентство «Книга- Сервис», ФГУП «Почта России», ЗАО «Аргументы и факты», Издательского дома «Бурда», ЗАО «ПК «ЭкстраМ», ЗАО ИД «Экономическая газета», ЗАО «Собеседник», ЗАО «Коммерсантъ-Пресс», газеты «Ведомости», ЗАО «Издательство «Российская газета», ООО «Агентство  «Урал-пресс»,  ЗАО «Агентство подписки и розницы», ЗАО «ИД «Комсомольская правда».

Первым предложенным к рассмотрению вопросом стали итоги подписной компании на II полугодие 2012 года и особенности подписной кампании на I полугодие 2013 года. Согласно представленным директором  департамента по подписке ФГУП «Почта России»  Никитиной Е.Ю. результатам, прирост выручки от оказания услуг по приему заказов на подписку и распространение периодических печатных изданий на II полугодие 2012 года составил 0,1% по отношению к аналогичному показателю 2011 года, однако падение в тиражах составило 2,2%.

Анализ данных по итогам подписной кампании на II полугодие 2012 года в разрезе субъектов РФ показал, что лидерами по темпам роста тиража по сравнению с аналогичным показателем прошлого года являются Хабаровский край, Магаданская область, Республика Тыва, Республика Хакасия и Республика Калмыкия. Лидерами по темпам роста плотности тиража (кол-во экземпляров на 1000 чел.) признаны следующие регионы: Республика Башкортостан, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Татарстан, Ненецкий АО, Курская область.

Далее Екатерина Юрьевна рассказала о планах ФГУП «Почта России» на подписную кампанию I полугодия 2013 года. Она сообщила, что с октября 2012 года ФГУП «Почта России» запускает две стимулирующие акции, направленные как на привлечение новых подписчиков, так и на удержание постоянных клиентов. В акции  «Подписка на вокзалах и торговых центрах», которая охватит  21 вокзал и 21 торговый центр в 12 городах с населением более 1 000 000 человек,  каждый трёхсотый участник, отправивший смс  с номером подписного абонента на короткий номер или зарегистрировавшийся по телефону горячей линии, получает в подарок электронную книгу, каждый 150-й получает в подарок 75 рублей на мобильный телефон. Акция  «Поездка на двоих в Париж»  будет проводиться в отделениях почтовой связи 1 и 2 класса. Подписчик при оплате подписки получает чек, на котором указаны номер отделения почтовой связи и номер чека. Данная комбинация составляет промо-код, который подписчик направляет смс на короткий номер. Каждый 1000-й отправитель смс с кодом получает 1000 рублей на мобильный телефон, каждый 10000-й – сертификат на покупку французских вин/фотоаппарат, каждый 60000-й – поезду на двоих в «город мечты» – Париж.

 Представителям ФГУП «Почта России» были заданы вопросы в отношении тарифов на доставку, планов по сокращению отделений связи в стране, сроков проведения подписных компаний. По словам принявших  участие в заседании издателей, в ряде регионов страны и некоторых почтовых отделениях Москвы  наблюдаются факты несоблюдения сроков проведения подписки. По словам начальника отдела универсальных услуг связи ФГУП «Почта России» Князевой О.В., досрочное прекращение подписки — прямое нарушение работы отделений почтовой связи, и о подобных фактах издатели должны незамедлительно сообщать в центральный офис почтового ведомства.

Большой интерес вызвал  доклад «Сравнительный анализ розничных и подписных тиражей в 2011-2012 гг», с которым выступила директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр» Цыбина Т.В. Она сообщила, что анализ исследований, проведенных  по двум сегментам рынка – рознице и подписке, показал, что за последние три года в обоих сегментах наблюдается рост в стоимостном выражении и падение в тиражах. Различны темпы падения:  розница упала за этот период на 15-20 %, подписка – на 6%. В относительном значении подписка в настоящее время охватывает 35% всех тиражей. Для сравнения, пять лет назад охват составлял 26%. Также были приведены данные по исследованиям факторов, влияющих на розничный и подписной рынок печатной прессы. 

Следующим актуальным вопросом, который обсудили участники заседания, был вопрос о принятии ФЗ «О Почтовой связи». Собравшиеся отметили, что в предложенном проекте содержатся статьи  и положения, идущие в противоречие друг с другом и с ранее принятыми нормативными документами. Кроме того, по общему мнению, принятие проекта закона в предложенной редакции может привести к искусственному ограничению конкуренции на рынке услуг по подписке на периодическую печать и их доставку. По итогам обсуждения было принято решение подготовить общие предложения и замечания от всех заинтересованных организаций рынка подписки и направить их на рассмотрение разработчикам ФЗ «О Почтовой связи».

Вел заседание председатель Комитета, первый заместитель генерального директора Агентства «Роспечать», член Правления АРПП Кокорев В.И.

Пресс-служба АРПП