«Почта России»: федеральные издания демонстрируют рост подписки
По традиции, после приветственного слова Виктора Кокорева и оглашения всех вынесенных на общее обсуждение вопросов, слово было предоставлено представителям «Почты России». О ходе подписки на второе полугодие этого года рассказала руководитель Департамента по подписке Дирекции по коммерческим операциям ФГУП Екатерина Никитина.
Согласно представленным данным, прирост выручки от оказания услуг по приему заказов на подписку и распространение периодических печатных изданий за отчетный период составил 0,1% по отношению к аналогичному показателю прошлого года. А падение в тиражах составило 2,2%.
Лидерами по темпам роста тиража за второе полугодие 2012 года, по сравнению с аналогичным показателем 2011 года, являются Хабаровский край, Магаданская область, Республики Тыва, Хакасия и Калмыкия.
Лидерами по темпам роста плотности тиража (количеству экземпляров на тысячу человек ) признаны Республики Башкортостан, Северная Осетия (Алания), Татарстан, Ненецкий АО и Курская область.
Рассказала докладчица и о планах почты на следующую подписную компанию. Так, уже с октября с.г. почта планирует запустить две стимулирующие акции, направленные как на привлечение новых подписчиков, так и на удержание старых.
Первая — «Подписка на вокзалах и торговых центрах» — будет охватывать 21 вокзал и столько же торговых центров в 12 городах страны с населением больше миллиона человек. В рамках акции будут раздаваться буклеты со сканвордами, содержащие бланк заказа подписки на издания . О формивший по акции подписку человек сможет отправить смс с номером подписного абонемента. По итогам акции каждый 300-й отправитель получит в подарок электронную книгу, а каждый 150-й — 75 рублей на мобильный телефон.
Вторая акция — «Поездка на двоих в Париж» — будет проводить ся в ОПС. При оплате подписки человек получает чек, на котором указаны номера отделения почтовой связи и чека. Данная комбинация составляет промо-код, который подписчик может отправить посредством смс. Каждый тысячный отправитель в качестве приза получит 1000 рублей на мобильный телефон, каждый десятитысячный — сертификат на покупку французских вин или фотоаппарат, ну а каждый шестидесятитысячный — поезду в Париж.
По словам также выступившей на мероприятии Ольги Князевой, начальника отдела универсальных услуг связи «Почты России», динамика последних нескольких лет говорит о планомерном сокращении тиражей районных и региональных изданий. При этом федеральные напротив — демонстрируют рост, который более всего заметен в таких тематических группах как «кулинария» и «здоровье».
Кроме того, Князева подчеркнула — по итогам 2011 года почте компенсировали только 55% расходов по оказанию убыточной для организации услуги приема и доставки подписных тиражей от газетных узлов до потребителей. «С нашей стороны было обращение в Министерство связи и массовых коммуникаций с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении размера субсидий, ведь убытки предприятию нести тяжело. Но будет ли сохранен существующий объем субсидий, или он будет изменен в сторону увеличения или уменьшения — мы пока сказать не можем», — указала Ольга Князева.
«Консалт-Центр»: Подписка стабильно распространяет 35% всех тиражей
Второй заявленный докладчик заседания — Татьяна Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга компании «Консалт-Центр», — представила собравшимся сравнительный анализ тенденций, характерных для сегодняшних розничного и подписного рынков.
По ее словам, самый крупный сегмент рынка — розничные продажи печатных СМИ (по итогам 2011 г. объем 45 млрд. руб., 39% рынка) последние годы демонстрирует снижение, и по прогнозом на 2013 г. может потерять до 3-5% в стоимостном выражении. При этом сегмент подписки,объем которогооценивается в 22,9 млрд. руб., в 2011 г. показал положительную динамику — 2% роста.
Оценка рынка в натуральном выражении также многозначительна. За 2011 г. годовые розничные тиражи периодической печатной продукции сократились на 6-7%. А вот подписка более стабильна — хотя ее физические объемы снижаются, но темпы падения рынка не столь велики — 1-2% в полугодие.
За три года, с 2008-го по 2011 год, розничные тиражи федеральной прессы сократились на 15-20%, а разовые тиражи подписки — всего на 6%. «Сегмент подписки обеспечивает стабильное распространение 35% всех тиражей печатных СМИ», — резюмировала Татьяна Цыбина.
Законопроект «О почтовой связи»: главные претензии и некоторые нелепости
Основное обсуждение на заседании велось, конечно, вокруг недавно опубликованного Минсвязи законопроекта «О почтовой связи». Как известно, данный документ вызвал резкую критику со стороны отраслевой общественности, особенно — распространителей прессы. Главные замечания участников подписного процесса касаются двух пунктов предлагаемого к утверждению закона: отнесение услуги подписки к категории универсальных услуг, что по мнению участников заседания в «Роспечати» приведет к изменению тарифов на нее в сторону увеличения, и необходимость лицензирования данного вида деятельности, что при предъявляемых требованиях совершенно исключит участие в процессе организации подписки других игроков рынка, кроме «Почты России».
Председательствующий на заседании Виктор Кокорев, выслушав многочисленные критические замечания собравшихся и изучив мнения юристов, выделил следующие, наиболее спорные, статьи и пункты предлагаемого законопроекта:
1. Ст. №8 («Универсальная услуга почтовой связи»), наряду с традиционными универсальными услугами, включает и подписку на периодику. Формально данная статья описывает тот пакет услуг, которые должен взять на себя уполномоченный на лицензию. Таким образом, каждый, кто хочет заниматься подпиской и выходит на получение лицензии, должен не только осуществлять «подписку на периодические печатные издания и их доставку», но и «пересылку почтовых отправлений всех категорий и видов», «пересылку почтовых отправлений по всей территории РФ», и даже «пересылку почтовых отправлений между пользователями услуг почтовой связи, находящимися в РФ и в странах-членах Всемирного почтового союза». Понятно, что ни один из существующих операторов рынка (кроме самой почты) в полном объеме данную универсальную услугу выполнить не сможет. Что самое интересное, статья №8 вступает в прямое противоречие со статьей №1 того же документа, где в одном из подпунктов указано: новый закон ставить своей целью «создание условий для развития конкуренции на рынке услуг почтовой связи». Прописанные же в восьмой статье условия напротив — приведут к полной ликвидации конкурентной среды на рынке подписки.
2. Ст. №11 («Лицензия на оказание универсальной услуги почтовой связи») говорит о необходимости лицензирования. Причем «лицензия на оказание универсальной услуги почтовой связи выдается на всю территории Российской Федерации». У присутствующих на заседании в «Роспечати» издателей возник вопрос — как же быть с местными, региональными и областными изданиями, которые распространяются исключительно «по своей» территории? Неужели теперь они должны выходить на федеральный уровень?
3. Та же 11-я статья подразумевает, что для получения лицензии у оператора должна иметься определенная инфраструктура, в том числе — отделения почтовой связи (ОПС) и транспортная сортировка. «Ну, если ОПС мы из киосков сделаем, то транспортных узлов нам точно не создать», — грустно пошутили издатели и распространители.
4. Ст. 14 («Взаимодействие оператора универсальной почтовой связи с транспортными организациями») прописывает: «транспортные организации… не вправе отказать уполномоченному оператору универсальной почтовой связи в заключении договоров». По мнению участников заседания, данный пункт просто навязывает договорные услуги, что неприемлемо в условиях рыночной экономики.
5. Пункт 3 ст. 17 («Оплата услуг оператора универсальной почтовой связи») вызвал всеобщее негодование. Он гласит: «Договор на оказание услуг оператором универсальной почтовой связи с отсрочкой платежа и соответствующие акты на выполнение услуг являются основанием безакцептного списания средств со счетов отправителей...». «Сейчас так может делать только налоговая служба или судебные органы по решению суда! Почему универсальному оператору почтовой связи даются такие большие полномочия? Этот пункт — широко открытая дверь для всевозможных злоупотреблений», — резюмировали участники обсуждения.
6. Ст. 19 («Отделения почтовой связи») указывает, что ОПС — основа инфраструктуры оператора универсальной почтовой связи. Иными словами, если хочешь заниматься подпиской, создавать их по всей стране все-таки придется…
Помимо столь серьезных недочетов, издатели и распространители прессы отметили и некоторые нелепости документа.
Так, в нем вообще отсутствует определение «подписки на печатную продукцию». Что такое «почтовая связь» законотворцы определили, «прием почтовых отправлений», «сортировку…», «вручение…» и «доставку…» описали, даже «почтоматы» учли. А подписку на газеты и журналы — забыли.
Еще одна несостыковка — согласно пункту 4 ст. 21 «доступ к абонентскому почтовому ящику разрешается исключительно почтальонам отделения почтовой связи». Собственник в расчет не принимается… Вот и выходит, что в весящий на двери почтовый ящик почтальон положить письмо может, а забрать его оттуда адресат, он же владелец ящика, по закону не имеет право.
Совершенно не учтены в законопроекте и другие, существующие в нашей стране и широко распространенные, формы подписки. Например, редакционная, при которой подписчик оформляет подписку непосредственно в редакции газеты или журнала. Если следовать прописанным в законопроекте нормам, то теперь каждый издатель, планирующий сохранить эту форму распространения тиража, обязан получать лицензию, создавать ОПС и осуществлять «пересылку почтовых отправлений всех категорий и видов»…
Тот же самый вопрос и в отношении подписки через Интернет. Придется открывать виртуальные почтовые отделения?..
Подводя итоги обсуждения, все участники заседания согласись — «Почта России» нуждается в реформировании. В том числе — с целью развития подписной услуги в нашей стране с целью сохранения ее единого информационного пространства.
«Мы, издатели, сегодня делаем ставку именно на подписку, потому что на рынке розницы делать ставку больше делать не на что. Мы устали бороться за сохранение киосков, а продавать наши тиражи больше негде», — указалСергей Цыганов, исполнительный директор ИД «Собеседник».
«Сегодня мы определили свои пожелания по изменению предложенного документа. С законопроектом можно и нужно работать», — подвел итоги обсуждения Виктор Кокорев, призвав всех участников рынка, не оставаясь в стороне, принять активное участие в работе над новым законом «О почтовой связи».
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU