«На большинство СМИ Германии распространяется льготный НДС — 7%»

Как известно, сейчас в нашей стране ведется обсуждение возможного создания и принятия закона «О господдержке СМИ, книгоиздания, полиграфии и распространения печатной продукции». PlanetaSMI.RU, решив изучить опыт коллег из других стран, уже представила на своих страницах экспертные обзоры существующих норм государственной поддержки СМИ в Испании и Франции.

На этот раз мы решили пообщаться с коллегой из Германии. На вопросы редакции ответил Александр Йохим (Alexander Jochim), генеральный директор издательства Vela-Verlag.

— Александр, спасибо что согласились принять участие в нашем опросе. Расскажите — какие формы государственной поддержки печатных СМИ реализуются в Германии?

— Кроме налоговых льгот никакой поддержки, иначе создается (еще один) инструмент влияния власти на СМИ и прецедент для нарушения закона о свободе слова и добросовестной конкуренции. На большинство СМИ распространяется льготный НДС — он составляет 7% (обычный в Германии 19%).

— Как давно он существует?

— Кажется, этот сниженный налог ввели в 1968 году.

— Реальные результаты для рынка он принес?

— Сниженный НДС на книги и печатную периодику приносит большую экономию: в то время как абонемент и продажа изданий облагается налогом 7%, печать и пересылка оплачиваются с НДС 19%. Разницу издательство получает от финансовых ведомств назад, декларируя в определенные сроки — ежемесячно, поквартально или раз в год — свои доходы и расходы.

— Расскажите про рынок печатных СМИ Германии в целом — проблемы, тенденции?

— Рынок немецких, иностранных, и в частности русскоязычных СМИ, чрезвычайно насыщен. Русскоязычных печатных изданий насчитывается более сотни (даже приблизительно сказать невозможно, есть региональные издания, количество которых не поддается оценке). Не думаю, что существует какая-то точная статистика — многие бесплатные газеты нигде не регистрируются, регистрируются только издательства. Возможно, есть статистика платных изданий, зарегистрировавших номер ISSN. Тем не менее, для многих платных изданий в этом нет экономической необходимости. Назвать однозначно какие-либо тенденции трудно. Единственное наблюдаемое направление развития — в сторону электронных услуг (интернет и т.д.)

— Об активном развитии электронного контента рассказывают и ваши коллеги из других стран. Насколько необходима в этой связи господдержка отрасли печати?

— Думаю, что искусственная поддержка не нужна и в этом нет необходимости, иначе все будет развиваться вопреки потребностям читателей, и СМИ перестанут быть актуальными для потребителей. Иначе говоря, заниматься искусственной поддержкой СМИ означает поглубже вырыть для них яму. СМИ перестанут соответствовать требованиям времени, и не будут перестраиваться, согласно тенденциям рынка. И тогда все закончится полным крахом. В настоящее время СМИ имеют шанс создать нечто новое: симбиоз печатных и электронных СМИ, где сохраняется главное отличие печатного издания от интернета: пресса предлагает читателю подготовленный подбор материалов, в интернете же эти материалы нужно искать самому. А выбор в Сети практически неохватный — каждая тема рассматривается со всех сторон, и читателю приходится самому проделывать анализ материалов, который в прессе для него уже сделали журналисты. Печатное издание полностью обозримо, имеет четкие рамки.

Считаю, что новые технологии дают печатным СМИ много новых преимуществ перед интернетом: любая статья в газете может быть снабжена дополнительной информацией в интернете, читателю нужен только смартфон или интернет-планшет. Все зависит от качества подготовки материала. Здесь печатные СМИ должны поднапрячься и стать еще лучше и совершеннее.

Источник: PlanetaSMI.RU