Он поблагодарил администрацию города Глазго за теплый и радушный прием, а также помощь в организации конгресса. Он отметил, что сегодня Дистрипресс – платформа по обмену мнениями, она позволяет познакомиться с опытом коллег и сообща найти новые способы преодоления кризисных явлений. «Сегодня мы столкнулись с переломным моментом развития отрасли, я рад, что делегаты форума Дистрипресс хотят сообща решить проблемы международного медиарынка».
Отдельно Тони Джашанмаль затронул проблему взаимоотношений бумажных и цифровых СМИ. «Мои друзья часто говорят, что цифровая революция уничтожит все, до чего сможет дотянуться. Я думаю, это не так, сегодня достаточно примеров, когда цифровые технологии не только не канибализируют бумажные СМИ, а напротив, сосуществуют с ними в симбиозе. Мы видим, что рынок цифровых технологий не только не разрушил, а напротив, органично дополняет рынок СМИ» добавил он.
Марк Холинсхелд, исполнительный директор Trinity Mirror, рассказал о рынке Шотландии, где расположены многие телевизионные и радио каналы, а также издательства большинства газет и журналов. Здесь выходят более 18 ежедневных и 16 еженедельных газет, а также три национальные газеты, причем последние распространяются тиражом более 1 млн. копий.
Элисон Ватсон, генеральный директор D.C. Thomson, выступил с докладом о влиянии цифровых технологий на медиаотрасль Великобритании. Он отметил, что дебаты о негативном влиянии цифровых технологий на рынок бумажных СМИ продолжаются уже 17 лет. Но, несмотря на значительные инвестиции в разработку цифровых изданий и приложений, а также широкое распространение смартфонов и планшетных компьютеров, доходы от цифровых версий составляют 10% у лучших издательских домов.
По мнению докладчика, рынок печатных СМИ претерпевает титанические перемены, и в силах издателей и дистрибуторов направить цифровые технологии на пользу рынку. Рынок бумажных СМИ действительно накопил большое количество проблем, но если издатель забудет о бумаге и с головой окунется в мир цифры, он разрушит фундамент бизнеса. «Мои коллеги часто говорят: «Цифровая революция разрушила рынок музыки и видео на физических носителях. Схожая участь ожидает и печатные СМИ». Хочу со всей уверенностью заявить: это не так! Рынок бумажных СМИ ожидает другое будущее. Газеты и журналы – это совершенно другой товар, он более эмоционален и его трудно подделать или скопировать. «Рынок изменится, но останется навсегда», – добавил спикер.
В заключении выступления докладчик предложил четыре основных правила которые позволят улучшить рынок.
- Не разрушайте основной бизнес. Издатели должны проводить продуманную политику контента при размещении материалов в бумажных и цифровых СМИ.
- Высококачественный контент – один из китов, на котором стоит бизнес любого издательского дома. В сегодняшнем мире жесткой конкуренции дешевле не производить издание среднего качества. Контент должен быть на высочайшем уровне, это основа любой газеты или журнала.
- Инновации. Не бойтесь экспериментировать со старым бизнесом. Положительный опыт коллег – наиболее важное стратегическое оружие издателя. Необходимо разрабатывать и собственные способы повышения интереса читателя к контенту.
- Принимайте лично активное участие в бизнесе. Сегодня очень немногие ТОП-менеджеры самостоятельно работают в компании.
Модератором дискуссии на тему «Рынок Англии: обзор нововведений» выступил Дэвид Макинтош (управляющий директор Manzies), он представил первого докладчика – Джона Мартина, управляющего директора Smith News, который в своем выступлении представил краткую характеристику рынка бумажных СМИ Великобритании.
Сегодня в Великобритании насчитывается более 50 000 торговых точек прессы, которые распространяют более 3 000 журналов, 12 национальных и 1010 региональнных газет. Шестьдесят процентов населения читает газеты и журналы на регулярной основе. В стоимостном выражении общий объем рынка прессы составляет 4 млрд. фунтов. На долю пяти ретейлеров приходится более сорока процентов всех продаж.
Большинство исследований показывает, что пользователи предпочитают бумажные СМИ. Доход от цифровых изданий на порядок уступает поступлениям от бумажных. «Сегодня никто не говорит, что цифровые технологии заменят бумажные, издатели осознали преимущества стратегии «360 градусов». Они развивают распространение на всевозможных медианосителях», – добавил спикер.
В завершении выступления Джон призвал издателей и дистрибуторов не бояться вызовов цифровой революции, а напротив, сообща искать пути решения накопившихся проблем.
Стивен Хирст, исполнительный директор Marketforce, рассказал, что традиционно в Великобритании любят читать бумажные СМИ. Объем рынка журналов оставался относительно стабильным последние годы. Основная целевая аудитория – люди в возрасте 15-24 лет. Главной особенностью дистрибуции прессы является широкая представленность прессы в различных каналах распространения: «Вы можете купить журнал практически в любом магазине страны, от супермаркета до небольшого магазинчика за углом». Цифровая революция позволила не только создать новый вид контента, но и новый вид дистрибуции печати. Следуя общему тренду увеличения онлайн-покупок, в стране активно развиваются онлайн-магазины по продаже бумажных СМИ. Докладчик также привлек внимание слушателей к тому, что основная проблема рынка бумажных СМИ – не влияние Интернета, а изменения в покупательском поведении. Потребители реже посещают торговые точки в надежде сэкономить и избежать импульсных покупок, к которым и относится пресса.
Бережливость англичан привела к бурному расцвету рынка купонов и скидок. 72% покупок совершается с помощью этих инструментов. Эта тенденция прослеживается и на рынке розничного распространения прессы.
Несмотря на то, что супермаркеты остаются основным каналом дистрибуции, наметилась тенденция смещения спроса в сторону небольших магазинов у дома, ассортимент которых сильно ограничен, кроме того, как показывают исследования, покупатель задерживается в них не более четырех минут. Хорошие показатели демонстрируют продажи прессы через неспециализированные розничные сети. Это один из наиболее динамично развивающихся каналов дистрибуции СМИ.
К сожалению, периодичность покупок прессы падает, особенно в сегменте еженедельных изданий. Поэтому издатели и ретейлеры активно используют различные промо-мероприятия для стимулирования спроса.
В супермаркетах также активно используют различные акции. В качестве примера докладчик рассказал об успешном опыте продвижения журнала Soaplife и шоколада Galaxy: согласно условиям акции журнал и две плитки лакомства стоили два фунта.
Следующим выступил Нейл Джаггер, представитель Associated Newspapers. Он подробно остановился на способах увеличения продаж в рознице. Докладчик отметил, что несмотря на миграцию читателей в Интернет и сокращение частоты покупок, Associated Newspapers в этом году вывела на рынок два новых издания. Это лишний раз доказывает, что пресса как товар повседневного спроса останется на полках магазинов надолго. Слабые печатные СМИ обречены, сильные найдут место под солнцем, окрепнут и займут долю рынка.
По мнению докладчика, цифровые СМИ не стоит рассматривать как врага. Напротив, пользователи, покупающие бумажную версию и просматривающие сайт, позволяют извлекать большую прибыль, нежели просто покупатели газет и уж тем более подписчики на цифровую версию.
В качестве примера, позволяющего выгодно использовать Интернет и одновременно увеличить частоту покупок, он привел акцию, проведенную Associated Newspapers. Согласно условиям, в газете печатался специальный код, который можно зарегистрировать на сайте и получить бонусные очки. По мере накопления баллов читатель мог получить различные призы. Акция действует до сих пор и пользуется популярностью среди читателей.
Среди успешных совместных акций издателя и дистрибутора докладчик отметил опыт продвижения газеты в супермаркетах Tesco. Согласно условиям акции, в газете был напечатан специальный код, пользователь мог отсканировать его и получить скидку на покупку. В результате проведения акции продажи увеличились на 1,5 млн. копий.
Далее докладчик привел целый ряд успешных акций увеличения продаж газет и журналов в Великобритании.
В завершение докладчик выразил мнение, что рынок бумажных СМИ окрепнет и продолжит развитие. Но работать на нем будут лишь компании, которым удалось найти своего читателя и выработать новые способы увеличения продаж.
По окончании форума спикеры ответили на многочисленные вопросы.
Стивен Херст, отвечая на вопрос о новых запусках журналов, сказал, что в прошлом году количество новых запусков было больше чем за предыдущие три года. Тем не менее, преобладающее большинство из них – нишевые издания.
В начале заседания делегатов поприветствовал лорд Бали Брат, мэр города Глазго. Он рассказал о традициях шотландского гостеприимства, вкратце поведал историю Глазго и посоветовал делегатам насладиться достопримечательностями города. Он передал Дэвиду Оуэну официальную грамоту проведения конгресса в городе Глазго.
В этот же день делегация АРПП провела ряд встреч и переговоров. Президент АРПП Мартынов Д.В и председатель правления Оськин А.В встретились с мэром Глазго лордом Бали Братом. Состоялся обмен мнениями о роли и месте системы распространения прессы в мегаполисе. Лорд Бали пригласил представителей АРПП чаще приезжать в Глазго и выразил намерение посетить Москву.
Руководство АРПП встретилось также с президентом Дистрипресс Тони Джашанмалем. Состоялось обсуждение календаря международных мероприятий Дистрипресс и АРПП, достигнута договоренность об усилении информационного сотрудничества.
Пресс-служба АРПП