Естественно, возник вопрос о том, почему же «Литгазетой» «Метропресс» торгует, как во времена страшного дефицита, из-под полы. Киоскёры пояснили: все витрины заняты у них книгами и ширпотребом и для газет места не осталось. Я потом повнимательней присмотрелся к ассортименту и в других киосках. И более всех меня поразило Южное агентство «Роспечать». Чего я в их киосках на витринах и прилавках только не увидел: презервативы, лезвия, игрушки, прохладительные напитки и даже чипсы. Не нашёл только качественной прессы.
Владельцы торговых сетей плачутся на нерентабельность своего бизнеса. Мол, продажи газет приносят им одни убытки. Поэтому они под разными предлогами требуют от редакций ежемесячные солидные платежи. Так, некий «Альянс-Пресс», контролирующий часть газетных киосков в Казани, ещё недавно пытался от еженедельников, специализирующихся на освещении культурной жизни страны, ежемесячно получать контрибуцию за присутствие в сети 50 экземпляров по 8 тысяч рублей. При этом чуть ли не полвитрины в их киосках занимает табачная продукция. По их словам, народу нужней сигареты, а газеты люди покупают попутно, как бы в придачу. При этом московские менеджеры этого странного альянса упрекают издателей в жадности. Они считают, что всё равно ни одна редакция не может просуществовать только на выручку от реализации газет, поэтому какая издателям разница, искать рекламные и спонсорские деньги на типографские услуги или ещё и на безбедную жизнь торговцев. Стоит ли после этого удивляться тому, что «Альянс-Пресс» полюбил за счёт издателей проводить для собственного руководства под вывеской рабочих семинаров вояжи в Италию.
В общем, вымогательство денег с редакций стало для торговых сетей общей практикой. Власть это знает, но бездействует. Помнится, в 2008 году я добился по этому вопросу приёма у тогдашнего министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева. В присутствии своих подчинённых Щёголев дал твёрдое обещание решить данную проблему, правда, предупредив, что на это ему потребуется некоторое время. Но за четыре года, проведённых в министерском кресле, Щёголев так ничего и не сделал.
Говорил я в 2010 году на эту тему и с руководителем Федерального агентства печати Михаилом Сеславинским. Но сей государственный муж сразу расписался в том, что у него нет механизмов для исправления ситуации. По его словам, вопросы распространения периодики даже не прописаны в положении о Федеральном агентстве.
Открестились от этой проблемы и власти Татарстана. По их мнению, факты вымогательства надо рассматривать как спор хозяйствующих субъектов. Милая формулировка, прикрывающая бездействие госчиновников.
Важность проблемы признали лишь в московском департаменте СМИ и рекламы. Там даже создали специальный отдел, занимающийся вопросами распространения печатной продукции. Но толку от этой структуры пока никакого. В этом отделе числятся в основном одни «подснежники» (один специалист — Вероника Бажанова реально трудится за секретаршу в приёмной заместителя руководителя департамента Юлии Казаковой, которая оказалась, на мой взгляд, страшным непрофессионалом; другая — Зара Петрова и вовсе работает якобы на общественных началах). Не поэтому ли письменные рекомендации этого департамента торговым сетям подписываются, вы не поверите, первого января, когда вся страна ещё продолжает праздновать наступление нового года. (Не с Бодуна ли?) Да и рекомендации эти выглядят очень странно. Они касаются лишь узкого круга СМИ, приближённых к столичным властям. В рекомендациях департамента отсутствуют «Независимая газета», «Культура», «Литературная Россия» и целый ряд других качественных СМИ. По каким причинам, непонятно. Видимо, потому, что не печатают льстивых материалов о руководителе сего ведомства В.Черникове.
Очевидно, что газеты, освещающие культурную жизнь России, в одиночку эту проблему решить не в состоянии. Торговые сети будут и далее пичкать газетные киоски, а значит, и покупателей, одними презервативами, но не качественными СМИ. Надо искать действенные механизмы. Многое в решении этого вопроса зависит и от власти. Но пока власть слушать редакторов литературных и других изданий даже не хочет. Заместитель мэра Москвы некто Горбенко, в прошлом комсомольский работник, пытавшийся сделать себе карьеру в политорганах тыловых частей, обращения писателей о встрече в упор игнорирует.
Так может нам, редакторам и издателям, стоит объединить свои усилия. Неужели московскому мэру или новому министру связи и массовых коммуникаций РФ не интересно встретиться с редакторами «Культуры», «ЛГ», «ЛР» и других изданий и наконец взяться за решение наболевших проблем? Ведь у нас уже и так полстраны разучилось читать. Ещё помедлим — потеряем последних читателей. Востребованными останутся одни презервативы.
***
Фанта и презервативы — это сопутствующие товары. Циничная позиция ОАО «Роспечать»
Недавно наша газета исчезла из газетных киосков Санкт-Петербурга. Мы решили в ОАО «Роспечать» выяснить, почему. Заодно мы хотели связаться непосредственно с питерскими распространителями и поговорить лично с ними. И вот какой диалог у нас состоялся с заместителем начальника одного из отделов «Роспечати» Валентиной Багаутдиновой.
— Мы работаем централизованно. Хоти¬те узнать что-то по Питеру, пишите запрос в наш московский офис. Никаких телефонов питерских служб мы не дадим. Я думаю, вашу газету питерские коллеги перестали брать потому, что мы часть киосков в Санкт-Петербурге теперь сдаём в аренду. Так что ищите других распространителей.
— Спасибо за откровенный цинизм. И всё-таки почему мы не можем напрямую связаться в Питером?
— Потому что у нас выстроена вертикаль. Всё должно находиться под контролем Центра.
— Ну, если у вас так всё контролирует Центр, почему в московских киосках Южного агентства «Роспечати» успешно торгуют фантой и презервативами и не торгуют качественной прессой?
— Фанта и презервативы — это сопутствующие товары.
— Киоскёры жалуются, что вы их скоро обяжете торговать водкой.
— Они бы и рады были это делать. Им дай волю, они стали бы палёной водкой торговать. Для этого и нужен контроль Центра.
Вячеслав Огрызко