Онлайн: лекция главы Facebook Марка Цукерберга в МГУ

Более 2 тыс. студентов зарегистрировались на лекцию-встречу основателя социальной сети в актовом зале Фундаментальной библиотеки МГУ

За 15 минут до начала встречи актовый зал библиотеки практически полон, но свободные места еще есть. В зале в основном студенты. По свидетельствам очевидцев, на улице огромная очередь из желающих поприсутствовать. Для опоздавших во всех корпусах организованы трансляции. А тем временем говорят, что Марк приехал и всем нужно занимать места. Советуют слушать Марка без перевода. Овации не очень бурные.

На сцене висят пропагандистские плакаты с высказываниями сегодняшнего гостя. Например, «Двигайся быстро, ломай-круши».

Обычно пунктуальный Марк выходит с 13-минутным опозданием в сопровождении Михаила Лялина, основателя ZeptoLab. Поехали.

— Почему здесь?

— Это мой первый раз в России. Я не особо много путешествую, в основном работаю из Пало-Альто, но раз в год выбираюсь. Мне очень понравилось, выбрался в несколько интересных мест в Москве. Студенты очень важны для Facebook, они наша основа, поэтому очень хорошо, что удалось поговорить как с разработчиками на Hackathon, так и со студентами.

— Все видели фильм «Социальная сеть», расскажите свое видение.

— Не очень правдивый фильм. Даже не знаю, с чего начать. Интернет поразил меня в юности, весь доступ ко всей этой информации. Но всем нужна не только информация, очень важны связи с другими людьми, это самое интересное. Но тогда невозможно было найти в поисковике информацию о своих друзьях, что с ними происходит. И я создал этот небольшой проект для себя и своего окружения. Первая версия появилась за две недели, а потом нас стали просить дать доступ из других университетов. И на этой волне мы доехали до того момента, когда почти 1 млрд людей пользуются сетью.

— В твоем изложении все выглядит просто. Расскажи про сложные моменты.

— Сохранять концентрацию, фокусироваться всегда было сложно. И еще сложно было не продать компанию на ранних стадиях. Но мы были заняты тем, что были на переднем крае. Здорово видеть, как многие вещи в мире были вдохновлены нашей работой.

— На чем сфокусирован Facebook?

— Наша природа двойственна. С одной стороны, список людей, с другой — что они делают. Очень важно правильно разграничивать, чем и с кем делиться. И также важно знать, кому что именно интересно видеть, читать, слушать. Эти две вещи.

— Как ты поддерживаешь в компании инноваторскую культуру?

— Важно правильно выбирать людей, которые одержимы теми же идеями — облегчать контакты между людьми, обмен информации. Люди, которым все это неинтересно, со временем покидают компанию.

— Есть несколько мест в мире, где Facebook практически нет. Как вам там преуспеть?

— В США у нас нет проблем, там был MySpace. В каких-то странах есть клоны, в каких-то — совершенно другие сети. Но со временем люди приходят туда, где уже сидят их друзья. Я помню, когда у MySpace было больше пользователей, но наш продукт был гораздо лучше. В Германии был точный клон Facebook, но немцам интересно было общаться и с людьми из других стран. Если у нас будет лучший продукт, то все придут к нам.

— Расскажите про Hackathon.

— Приложения очень важны для нас. Если посмотрите на топ-400 приложений в Apple App Store, они интегрированы с Facebook. Очень удобно, когда из приложения можно поделиться чем-то с друзьями. Есть целые компании, которые построили бизнес на базе Facebook, я хочу, чтобы здесь произошло то же самое.

— Почему эти бизнесы должны быть сконцентрированы вокруг Facebook?

— Хороший пример — музыка. Музыку хорошо подмечать у друзей, которые обладают хорошим вкусом. И так вы покупаете больше музыки. С играми похожая ситуация — интеграция с Facebook снижает расходы на маркетинг, игра рекламирует сама себя. В ближайшие пять лет интеграция станет обязательным элементом.

— Почему мобильных пользователей больше?

— Потому что жизнь людей крутится вокруг их мобильных. При этом на 80% iPhone установлен Facebook, и то же самое относится к Android.

— Вы хотите заменить собой App Store?

— На Apple это будет трудновато, но все равно у нас другая модель. Мы можем подсказывать, чем пользуются ваши друзья, какими приложениями. Apple этого не может.

— Вся экономика приложений — ее перевернут веб-приложения?

— Не у всех есть iPhone или другой смартфон. И наш мобильный трафик в значительной мере приходит с других, более простых мобильных телефонов. Сотни миллионов пользователей сидят с таких телефонов.

— Многие студенты не хотели бы уходить из университета, как вы...

— Да, я ушел из университета... Не надо мне за это апплодировать! Не знаю, как у вас, но я бы мог сделать Facebook и остаться в университете. Я взял шесть месяцев, потом еще шесть месяцев... Так и не вернулся. Harvard не давит на студентов, они не заставляют уходить, они понимают, что некоторым нужен перерыв, чтобы что-то сделать. Если у вас есть такая возможность и есть идея... Дерзайте!

— А кроме университета приходилось от чего-то отказываться?

— Нет, до Facebook ничего настолько масштабного со мной не происходило. Я делал разные программы, музыкальный проигрыватель и всякое такое... Потом это мне наскучивало, я бросал. Но Facebook сложно закончить, его все время надо дорабатывать, от него не откажешься.

— Кремнивая долина — это очень важное место?

— Да, потому что там тебя окружают правильные люди, специалисты во всех нужных областях, инвесторы... Есть и негативные моменты, дурацкая мода на стартапы. Не должно быть моды, только желание что-то сделать! Сначала я хотел просто поэкспериментировать, я ничего не знал про создание компаний. Для 19-летнего парня это был гигантский опыт.

— А москвичам что-то посоветуете?

— Создание чего-то хорошего требует большого количества времени, вас должно снедать желание построить что-то свое, что-то прекрасное. Сначала нужно понять, что вы хотите сделать, и только потом — создавать компанию для этого. Это должна быть самая важная личная цель. Ничего сразу не получится.

— Facebook — это работа или развлечение?

— Это миссия. Это мое видение, чего я должен достичь в жизни. Это требует большого количества напряженной работы и борьбы с трудностями, надо быть к этому готовым. Иногда весело, но чаще всего это работа.

Вопросы из аудитории. Огромная стопка.

— Привет, Марк!

— Привет!

— Чемпионы России по программированию приехали из Екатеринбурга специально, зовут в гости!

— Я только приехал! Через пару лет приеду еще раз. У нас в компании уже работает много русских и много других национальностей. 1 тыс. инженеров работает на 1 млрд человек, потрясающее соотношение. Но есть еще 100 тыс. человек по всему миру, которые строят собственные компании вокруг Facebook.

— Любимая книга?

— Интересный вопрос... Эээ... (задумывается) Я вообще люблю читать. Но я не знаю. Надо придумать уже ответ на этот вопрос. А пока пас.

— Студент с факультета журналистики спрашивает, чем Facebook лучше.

— А вы попробуйте! И необязательно выбирать одну, можно присутствовать во всех этих сетях. Когда мы начинали и были в 10 раз меньше MySpace, у большинства были обе учетные записи... Просто мы были лучше, и люди проводят с нами больше времени, вспомните мой пример с Германией. Сначала пробуют, потом нравится, а потом они забрасывают остальные сети. Я надеюсь, что все попробуют Facebook, и всем понравится.

Входит Виктор Садовничий, дарит сувенир, получает в подарок толстовку Facebook. Надевает ее. Марк уже опаздывает на самолет и покидает аудиторию.

Антон Нехаенко

Источник: Izvestia.ru