Девид Оуэн (исполнительный директор Дистрипрес) от имени правления поприветствовал делегатов авторитетного форума. Он отметил, что рынок печатных СМИ претерпевает значительную трансформацию, участие в подобных мероприятиях позволяет обменяться положительным опытом и выработать пути решения накопившихся проблем рынка.
С приветственным словом к делегатам обратился Хосе Маннуэль Анта (исполнительный директор FANDE, Испания). Он заявил, что круглый стол призван помочь европейским ассоциациям в преодолении трудностей на национальных рынках.
Дэвид Куки, коммерческий директор Menzies Distribution (Великобритания), рассказал об изменениях на рынке дистрибуции прессы своей страны за прошедший год. Розничные продажи сократились на 5%, на долю независимых ритейлеров сегодня приходится до 40% всех розничных продаж. По мнению докладчика, дистрибуторы активно разрабатывают новые подходы к распространению нишевых изданий.
С докладом об инновациях на медиарынке Европы выступила Сара Клег, представитель Menzies Digital. Она рассказала о разработках компании в области цифровых технологий на рынке СМИ, в том числе в создании электронных СМИ, медиапорталов в Интернете, цифровых журналов и электронной коммерции. Она подробно остановилась на монетизации издательского и дистрибутороского бизнеса в Интернете, представила опыт конвергенции издательских проектов и обеспечения синергетического эффекта при сочетании издательского дела и электронной коммерции.
Михаил Фальтер, представитель PRESSE GROSSO, рассказал о развитии рынка распространения прессы Германии. На рынке этой страны насчитывается более 120 тыс, розничных точек продаж прессы, куда входят специализированные магазины и непрофильные (продуктовые магазины, аптеки и др). Основной проблемой, с которой столкнулись дистрибуторы – сложности взаимодействия с сетями супермаркетов. Дистрибуторы периодики вынуждены подчиняться жестким условиям поставок в сети. Из положительных тенденций докладчик отметил, что несмотря на жесткие условия по возврату, длинным срокам платежей за проданную продукцию, есть и положительные моменты, среди которых он выделил то, что дистрибутор не оплачивает промоакции, организованные супермаркетом.
Далее он подробно остановился на опасности принятия нового закона, призванного ликвидировать эксклюзивные права региональных оптовиков на распространение прессы. Эта мера, по его мнению, может нанести большой удар по стабильности рынка Германии.
О рынке Испании рассказал управляющий директор FANDE Хосе Мануэль Анта. Он отметил, что здесь наблюдается общеевропейская тенденция сокращения продаж прессы и уменьшения количества розничных точек. Тяжелое положение вынудило FANDE совместно с другими общественными организациями разработать пакет предложений в правительство Испании, направленных на улучшение положения специализированных каналов дистрибуции печатных СМИ. Докладчик подробно рассказал об основных положениях документа и наглядно продемонстрировал актуальность предложенных мер. Главным содержанием пакета документов является расширение ассортимента торговых точек и введение дополнительных услуг для населения.
О рынке Италии рассказал представитель SODIP. В своем выступлении докладчик представил исчерпывающую статистику дистрибуции прессы страны. В 2011 году рынок прессы Италии сократился на 1/3 по сравнению с 2004 годом. Количество розничных точек в 2012 году сократилось на 8%. Рынок прессы в стоимостном выражении сократился с 4,8 млрд. евро (2004 год) до 3,2 млрд. в 2011 году. На рынке наблюдается жесткая конкуренция в области оптового распространения, в результате некоторые компании уходят с рынка - за последние десять лет количество локальных дистрибуторов сократилось с 142 до 101.
Плохие условия работы издателя и дистрибутора привели к изменениям в законодательстве. Согласно поправкам от 24.01.2012 г., розничные точки по продаже прессы имеют право реализовывать широкий ассортимент товаров, а также требовать от издателя скидку на розничную цену издания, напечатанную на обложке.
Впервые в ходе проведения круглого стола презентацию о рынке дистрибуции прессы Португалии представил топ-менеджер компании Logista. Новый участник был принят в состав авторитетного объединения в прошлом году во время публичного голосования действующих членов. В своем выступлении докладчик рассказал об основных тенденциях на рынке бумажных СМИ страны. Отметил, что продажи прессы в штучном выражении сокращаются с 2006 года, в среднем на 3% ежегодно. Особенно выделил тенденцию увеличения ассортимента при одновременном сокращении продаж на единицу издания. Согласно статистике, на рынке Португалии более 70% всех ежедневных газет продаются в розничной точке тиражом, не превышающим 5 экземпляров на выпуск.
С докладом «Рынок печатных СМИ России» выступил президент АРПП Мартынов Д.В. В своем выступлении он рассказал об отличии российского рынка дистрибуции прессы от европейского, подробно остановился на его динамике. По мнению докладчика, продажи печатной продукции в России в экземплярах продолжают падать, сокращается и число точек распространения прессы и книг, но с учетом роста цен в рублевом выражении рынок показал положительную динамику. По сравнению с 2010 годом объём российского рынка печатных СМИ вырос и составил 3,87 млрд. долларов. Рост рынка в рублях - 3,7%.
Этому способствовал рост российской экономики в целом, и, как следствие, восстановление рынка рекламы, в том числе и в прессе. Доходы от размещения рекламы в прессе в 2011 году составили 1,6 млрд. долларов и увеличились в рублевом выражении на 7%. За первое полугодие 2012 года, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем печатной рекламы в СМИ вырос еще на 3%.
Объем сегментов розничного рынка прессы и подписки практически не изменился. Объем розничного рынка прессы в 2011 году составил 1,5 млрд. долларов США, подписки – 0,76 млрд. долларов.
Затем он подробно остановился на структуре продаж, а также дал прогноз развития отрасли в будущем. По мнению докладчика, продажи тиражей печатной продукции в России продолжат снижаться на 5-10% в год. Доходы от продажи прессы будут падать на 3-5% ежегодно.
В завершении работы авторитетного европейского форума председатель правления АРПП Оськин А.В. выступил с инициативой провести VIII европейский круглый стол дистрибуторов прессы во второй половине мая 2013 года в Москве. Инициатива была единогласно поддержена делегатами.
По завершении круглого стола делегация АРПП провела переговоры с координатором этого мероприятия Хосе Мануэль Анта о перспективах подготовки и проведения заседания в Москве. Лобанов С.В, руководитель отдела периодической печати департамента СМИ и рекламы города Москвы, представил информацию о возможностях города по проведению международного мероприятия. Затем он ответил на ряд вопросов Хосе Мануэль Анта. Мартынов Д.В. и Оськин А.В. обсудили с Хосе Мануэлем Анта ряд конкретных вопросов подготовки и проведения VIII Европейского круглого стола в России.
Пресс служба АРПП