Медиахолдинг РБК ушел с рынка электронных платежей: компания продала 74% RBK Money миноритарному акционеру Андрею Морозову. Теперь его доля в платежной системе достигла 100%. Об этом «Известиям» сообщил гендиректор медиахолдинга РБК Сергей Лаврухин. Эксперты считают, что шансы выжить у компании невелики.
Банком RBK Money не станет
По данным ЕГРЮЛ, 74% RBK Money приобрела кипрская компания Trigale Investments limited. Как утверждает Лаврухин, долю выкупил Морозов, которому принадлежало 26% RBK Money. Таким образом, Морозов стал 100-процентным владельцем компании. Сумму сделки в компании раскрывать не стали.
Сам Андрей Морозов оказался недоступен для комментариев, так как находится в Лондоне. По словам финансового директора RBK Money Сергея Барышникова, он будет там «неопределенное время». Барышников отметил, что в ближайших планах сделать RBK Money банком нет.
Лаврухин также сообщил, что в дальнейшем медиахолдинг продолжит сотрудничать с RBK Money.
— Мы работаем со всеми платежными системами, чтобы клиентам было удобно делать платежи различными способами, — подчеркнул Лаврухин.
RBK Money, ставшая одной из первых систем электронных платежей в России, до апреля 2008 года работала под торговой маркой Rupay. Первоначально система действовала в России и на Украине: расчеты осуществлялись в рублях, гривнах и долларах США. С 2008 года единой учетной единицей стал эквивалент российского рубля. После покупки Rupay группой РБК система была переименована в RBK Money. Платежная платформа позволяет проводить расчеты, используя электронные деньги, банковские карты, мобильные платежи или услуги онлайн-банкинга. Недавно RBK Money получила в Центробанке лицензию небанковской кредитной организации в соответствии с законом «О национальной платежной системе».
В 2011 году рынок электронных денег достиг 125 млрд рублей. В этом году его объем может вырасти вдвое, прогнозируют эксперты. Основные игроки на рынке — Qiwi, WebMoney, «Яндекс.Деньги» (по данным ассоциации «Электронная коммерция», на эту тройку приходится 85%) и компании, связанные с мобильной коммерцией. У лидеров электронные деньги к оплате принимают до 4 тыс. интернет-магазинов. Основной статьей дохода операторов электронных денег являются комиссионные, уплачиваемые пользователями при транзакциях.
«Не факт, что будет хорошим управленцем»
Конкуренты отказались комментировать шансы RBK Money на рынке. Независимые эксперты считают, что конкурентоспособность оператора будет зависеть от того, как в дальнейшем его собственник будет развивать проект. Привлечь клиентов сегодняшних лидеров — «Яндекс.Деньги», WebMoney — будет сложно. Учитывая потенциал роста рынка, следует делать ставку на новых пользователей, выстраивая правильную стратегию развития, считает президент НАУМИР Михаил Мамута.
Другой эксперт, работающий на рынке электронных платежей, на условиях анонимности сообщил «Известиям», что RBK Money — «слабоватая компания, шансы на успех которой невелики», ведь в ходе превращения из Rupay она потеряла более половины клиентов.
— Не думаю, что для самого Морозова это ценное приобретение, — сказал собеседник «Известий». — Для того чтобы компания стала конкурентоспособной, нужно вложить в нее не менее $40 млн. Расчет простой: у лидеров рынка 4–5 млн клиентов, затраты на привлечение каждого нового клиента оцениваются в $80. Эта сумма необходима, чтобы клиент с привычной системы обратил внимание на RBK Money.
Саму компанию собеседник «Известий» оценил вчетверо ниже — в $10 млн. Андрей Морозов — молодой, амбициозный парень, добавляет источник, «но не факт, что он будет хорошим управленцем».
Компания RBK Money была признана непрофильным бизнесом для медиахолдинга в конце 2011 года, тогда же появилась информация об интересе, который проявлял к платежной системе Сбербанк. Кроме платежной системы в холдинг входят газета «РБК Daily», журнал «РБК», деловой канал «РБК» и ряд интернет-проектов.
В апреле этого года команда основателей РБК из Германа Каплуна, Александра Моргульчика, Артема Инютина, Дмитрия Белика и Михаила Гуревича решила покинуть компанию. Гендиректором ОАО «РБК» стал Сергей Лаврухин, исполнительный директор группы «Онэксим» Михаила Прохорова, которая является основным акционером РБК.
Анна Ахмадиева, Анастасия Алексеевских
Источник: Izvestia.ru