Западные издатели повернулись лицом к киоскам, а наши все еще стоят затылком

Западные издатели газет и журналов оправились от шока, пережитого после массового наступления Интернета на их ряды. Пережили и попытались найти решение своей судьбы и своего бизнеса. И, как ни странно, нашли. Они трезво оценили, что продажи бумажных газет, журналов и книг в развитых странах падают, но главная причина этого - не Всемирная сеть и даже не массовое распространение девайсов.

Оказывается, всему виной сокращение каналов распространения бумажного слова и их неэффективная работа в новых условиях. И капиталисты от медиабизнеса неожиданно признали, что надо отказаться от рекламоцентричной деятельности и переориентироваться на поддержку киосков прессы, инвестировать в продвижение своего товара в рознице. Но не это самое парадоксальное. Удивительно, что прибыль, оказывается, основную дает все-таки бумага, а в Интернете прибыль просто смешная. В нашей стране падение продаж газет, журналов и книг, за три года от 42 тысяч киосков прессы осталась 31 тысяча, число книжных магазинов сократилось наполовину. В Москве прошедшим летом треть киосков была заколочена: некому работать, зарплата в 12-14 тысяч никого не привлекает, в регионах киоскеры получают значительно меньше, чем в Москве. Экономика розничных сетей прессы больна, рентабельность близка к нулю. А многие наши издатели недопонимают этой трагичной для них ситуации. Самые отсталые издатели России относятся к распространению прессы иждивенчески, проявляют рыночную безграмотность и творческую бездарность в части создания качественного рыночного продукта. Главный редактор «Литературной России» В. Огрызко на днях опубликовал статью с возмущением: мол, почему во многих киосках прессы презервативы продают, а «Литературную Россию» нет. На мой взгляд, он публично расписался в непонимании рыночных механизмов спроса и предложения.   

На конгресс Дистрипресс в г. Глазго (Шотландия)  прибыло более 1000 делегатов – издатели и дистрибуторы более чем из ста стран, причем две трети из них - издатели. За прошедшие четыре дня они проделали огромную работу по поиску путей преодоления кризиса на мировом медиарынке. Рецептов предложено было много, а в итоге с трибуны прозвучала магическая формула из трех цифр: «10,1,7». 10 – максимальный процент дохода лучших издателей в Интернете, 1 – маржинальная прибыль от электронных продаж контента Гугла, 7 – показатель оптимизма делегатов конгресса по десятибалльной системе. 

Забавно, что в этой международной лаборатории по разработке и преодолению кризисных явлений в медиаотрасли не было ни одного российского издателя. Дистрибуторы были, производители медиатовара –  нет. Может, потому, что у наших все в порядке. Может, потому, что мы идем своим путем. Вопрос куда? Во всяком случае, понимания роли каналов распространения печатного слова у основной массы издателей в России нет. Только единицы понимают суть происходящих явлений на российском медиарынке. Но и их, к сожалению, в Глазго тоже не было.  Мне понравилось высказывание Дэвида Оуэна (исполнительный директор Дистрипресс) на конгрессе, он рассказал, что Уинстон Черчилль, выступая по радио во время второй мировой войны, заявил: «Наше положение серьезно, но не безнадежно». Его по радио слушал человек в Ирландии, который грустно заметил: «А наше положение в Ирландии безнадежное, но не серьезное». Зал конгресса разразился хохотом. Непонятно вот только, наша медиаотрасль в России ближе к Англии или к Ирландии?

 Источник: Блог Александра Оськина