В целом тиражи газет продолжают расти в мире, но за счет стран азиатского региона. Мировая аудитория читателей бумажных газет насчитывает 2,1 млрд. человек. На рынке зарождаются новые тренды, в будущем журналы и газеты станут тоньше, формат прессы изменится. Сегодня пользователь испытывает острую нехватку времени, поэтому у него нет возможности читать журнал объемом 70 и более страниц. Рынок журналов станет более фрагментарным, он будет представлен большим количеством специализированных изданий выходящих малым тиражом. Изменение периодичности – еще одна важная тенденция, в США и Европе ряд ежедневных газет планируют перейти на еженедельную основу. Крупные игроки рынка ежедневной и еженедельной прессы планируют и вовсе отказаться от газетного формата в пользу журнального.
В ходе дискуссии представители ведущих издателей и дистрибуторов обсудили проблемы развития медиарынка в среднесрочной перспективе.
Далее докладчик представил богатый фактический материал по опыту работы на рынке прессы в кризисных условиях. Затем прошел оживленный обмен мнениями по докладу Джима Чисхолма.
Том Фендер, исполнительный директор H.I.M. Research, подробно остановился на изменениях в покупательском поведении, представил прогноз развития отрасли на ближайшую перспективу. Основная тенденция последнего времени – рост новых магазинов мелкого формата, который в два раза превышает количество новых супермаркетов. Он привлек внимание слушателей к слабому влиянию цены издания на количество розничных продаж. «Большинство читателей The Daily не смогли ответить на вопрос о том сколько стоит их любимая газета», - добавил он. Несмотря на то что сегодня существуют различные онлайн сервисы по сравнению цен, чаще всего пользователи просто ленятся их применять. Сегодня все большее влияние на продажи оказывают уровень качества товара и рекламная поддержка в торговой точке.
Большую выгоду может получить издатель за счет включения в контент элементов QR-шопинга, который набирает все большую популярность.
Вивьен Маттивс, медиаконсультант, рассказала о рынке розничных продаж Англии. Она отметила, что падение продаж на газет и журналов – общая тенденция сокращения продаж в ритейле. За последний год реализация товаров повседневного спроса снизилась. Сегодня большинство производителей рынка FMCG активно проводят промо-мероприятия, направленные на повышение уровня покупок. Особенно активно в этом направлении работают производители прохладительных напитков. И издатели также включились в эти мероприятия. В торговых точках выросло количество рекламных акций и промо-мероприятий, направленных на повышение интереса к прессе. Все большую популярность приобретают акции по продаже пакета из двух и более журналов. «Как показывают исследования, 79% покупателей в Англии предпочитают пакет товаров из нескольких продуктов».
Нарайн Джашанмаль, директор Jashanmal National Сompany (Дубай), сосредоточился в своем выступлении на важности каналов дистрибуции для бизнеса издателя: «Бизнес любого издателя – не журналы или газеты, а розничные продажи». Он сравнил специализированную торговую точку с площадкой, где издатель встречается с читателем.
Последние пять лет специализированные каналы дистрибуции печатных СМИ сталкиваются со значительными трудностями во всем мире, издатели обязаны поддержать розницу, если хотят сохранить и приумножить аудиторию.
После закрытия двух книжных магазинов Borders в Лондоне, на долю которых приходилось 35% рынка, продажи периодики значительно упали. «Покупатели просто переключились на другие товары развлекательного характера. Таким образом, мы видим, что сегодня идет война за покупателя, которую издатели и дистрибуторы прессы пока проигрывают», - отметил Нарайн Джашанмаль. Он призвал не только издателей, но и ритейлеров активно применять стратегию «360 градусов», по мнению докладчика, сегодня необходимо развивать онлайн продажи бумажных СМИ и активно взаимодействовать с социальными сетями. В качестве удачного примера подобной активности он рассказал об опыте магазинов по продаже книг компании Barnes&Nobles, в торговых точках которой пользователь с помощью цифровой читалки Nook может просматривать контент любой книги или журнала из ассортимента. Но когда покупатель выходит за пределы кассы, он лишается этой возможности, и даже в интернете бесплатно просмотреть контент книги не получится. Это создает мощный мотив покупки понравившейся бумажной или цифровой книги. «Необходимо правильно подавать свой товар и активно продвигать его в ритейле», - добавил он.
Тема второго пленарного заседания была посвящена способам использования статистики продаж для развития ритейла.
Гилл Бретчел, президент и генеральный директор MagNet, отметил, что в XX веке в США не существовало централизованной системы по анализу розничных продаж печатных СМИ. Вместе с тем ощущалась потребность в сборе и изучении такого рода данных. В результате в 2000 году три оптовых предприятия - News Group, Hudson Inc. и Anderson News Company - основали компанию MagNet, которая стала заниматься сбором и анализом сведений о розничных продажах периодики на всей территории страны. В MagNet стекается 99% всей информации об оптовых продажах периодики в США. Кроме того, порядка 40% розничных точек оснащены специализированными терминалами, которые позволяют подсчитывать количество проданных журналов. К услугам фирмы прибегают многие компании, в частности, все национальные дистрибуторы используют статистику MagNet в своей работе.
Каждому пользователю MagNet предоставлена возможность получать необходимую информацию с помощью личного кабинета, доступного на сайте компании. Система позволяет отслеживать количество поставленных на точку продаж экземпляров, а также объёмы ремиссионных тиражей. Пользователь может отслеживать эффективность различных каналов дистрибуции, оценивать такие показатели, как эффективность продаж в зависимости от площади магазина и т.д.
Гертруда Шеферд, генеральный директор, Premium Sales (Германия). Рассказала вкратце о рынке дистрибуции прессы своей страны. На начало 2012года в стране насчитывалось более 120 тыс, точек по продаже СМИ. Основной тренд – общее падение розничных продаж, активное использование промо-мероприятий и развитие продаж СМИ в специализированных магазинах.
Докладчик рассказал о работе системы по анализу данных EHAXTRA. Система была разработана в 1970 году, информация обновляется на еженедельной основе. Сегодня она активно используется издателями и национальными дистрибуторами, позволяя проводить анализ продаж, ремиссии, выбирать оптимальные каналы дистрибуции для журналов различных тематик и т.д.
Луиза Возняк, президент и исполнительный директор Europress (Польша) рассказала о рынке печатных СМИ своей страны. В Польше насчитывается 61 тыс, торговых точек прессы, которые поделены между тремя главными дистрибуторами: Кольпортер 27 200 точек, Рух - 22 700, и Regiona - 10000 точек. Несмотря на широкий ассортимент прессы, 300 изданий генерируют 80% дохода.
Тенденции на рынке Польши схожи с общеевропейскими, тиражи продолжают сокращаться. Главной причиной этого стало уменьшение количества розничных точек – за прошедший год на 4,6%.
В Польше существует свой аналог международного агентства по анализу тиражей, АВС– ассоциация мониторинга дистрибуции и продаж прессы. Она предоставляет независимую оценку рынка дистрибуции, основываясь на анализе данных продаж. Покупателями статистики выступают рекламные агентства, другие операторы рынка. В среднем один отчет стоит 50 евро, детальный анализ обойдется в 200 евро. Система позволяет анализировать отрасль на основе 53 различных отчетов.
Подводя итоги работы конгресса, модератор пленарного заседания Дистрипресс Джим Билтон (представитель консалтингового агентства Wessenden) поблагодарил делегатов за работу и выразил надежду, что рынок печатных СМИ сплотится и сообща преодолеет трудности времени.
Он кратко подытожил основные тезисы прозвучавших докладов:
•Печатные СМИ остаются основой издательского бизнеса. В структуре доходов лучших издательских домов на долю цифровых СМИ приходится не более 10%. Он предостерег издателей, сказав, что если те будут инвестировать только в цифровые технологии, забыв о бумажных, они собственноручно уничтожат бизнес. «Не рубите своими руками ваш старый бизнес», - заметил Джим Билтон.
•Как показывает статистика, пресса до сих пор популярна среди всех возрастных категорий. Во время спада на рынке издатели должны поддерживать рынок с помощью различного рода промо-акций в ритейле, а не отсиживаться в стороне. Издатели и дистрибуторы должны сообща проводить подобные акции, направленные на стимулирование покупок.
•В сложных условиях необходимо уделять особое внимание развитию специализированных каналов дистрибуции. Закрытие киосков не компенсируется увеличением продаж в других каналах дистрибуции.
•Издатель не должен уменьшать цену на свою продукцию, поскольку это приводит снижению силы бренда.
В заключение он назвал три магические цифры, которые, по его мнению, лучше всего характеризуют выступления: 10- максимальная доля выручки от цифровых изданий, 1 – средняя прибыль Amazon до налогообложения, 7 – уровень уверенности издателей и дистрибуторов в будущем рынка по 10- балльной шкале. «Таким образом, мы видим, что сегодня, несмотря на сложное положение рынка печатных СМИ, издатели и дистрибуторы полны оптимизма и с уверенностью смотрят в будущее»
Делегация АРПП посетила традиционную выставку Дистрипресс, где познакомилась с новейшими разработками в области создания, дистрибуции и реализации прессы.
Состоялся ряд деловых встреч и переговоров. Генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» - Васильева И.Н, встретилась с представителем компании TWI – Нильсом Баком, стороны обсудили поставки новых линий по сортировке прессы, на Российский рынок.
Чечот М.И, генеральный директор межрегионального агентства подписки МАП, провела переговоры с Гаем Бекмастером, директором по маркетингу и продажам Data Processing Centers. Стороны обсудили новые подходы к анализу маркетинговой информации для улучшения технологии поставки прессы.
Председатель правления АРПП Оськин А.В и директор ООО «Информбюро», член правления АРПП Кондрашев С.А. провели переговоры с исполнительным директором Дистрипресс Дэвидом Оуэном. Стороны обсудили календарь отраслевых мероприятий Дистрипресс и АРПП на среднесрочную перспективу. Оськин А.В. пригласил Дэвида Оуэна посетить Москву с рабочим визитом, приглашение было с благодарностью принято.
Пресс служба АРПП