— Марина Ильинична, очередной конгресс Distripress уже прокомментирован его российскими участниками: как с позиции культурных впечатлений, так и содержания основных докладов. Поэтому наш вопрос — о духе конгресса, о настроениях зарубежных распространителей прессы. Они верят в будущее прессы, или занимаются прогнозами о том, когда умрут газеты?
— Западные распространители уже убедились, что перевод контента в цифровой формат не означает получения быстрой прибыли. При этом, многие докладчики говорили о необходимости быть представленными в интернете. Иначе ты просто «не в тренде», что вызывает вопросы у потребителей твоих услуг. Но развитие интернета ведет к изменению мышления людей. Если он-лайн можно приобрести различные товары, то почему нельзя сделать это в оффлайне? Это дает новый шанс для развития альтернативной дистрибуции. Например, в США и Великобритании люди покупают в супермаркете продукты и получают купон, дающий возможность купить со скидкой газету или журнал. Иногда пресса продается со скидкой в комплекте с другими товарами. Человек покупает пиво с чипсами и орешками, и получает в комплекте мужской журнал. Но главное — интернет дает неограниченную возможность рекламировать печатные издания.
— У участников конгресса есть рецепты, как привлечь к чтению молодежь?
— Увы, четких вариантов ответа на этот вопрос докладчики конгресса не представили. Один из них, Стивен Херст, сказал полушутя, что, возможно, надо просто подождать, пока молодежь повзрослеет и воспримет привычки своих родителей. Думаю, что рецепт развития молодежного чтения возникнет как результат взаимовлияния печатных и электронных СМИ. У современной молодежи свои стандарты чтения: они сориентированы больше на оперативное потребление новостей, чем на серьезное аналитическое чтение. И пресса постепенно подстраивается под вкусы молодых.
— Что больше всего запомнилось вам из деловой программы конгресса?
— Самое яркое впечатление — оптимизм зарубежных распространителей прессы. Представители практически всех стран говорили об уменьшении продаж и тиражей. Но при этом — никакой паники и негативных прогнозов. Все выступления содержали предложения о развитии бизнеса, несмотря на постоянное снижение среднего чека в подписке и в рознице и уход читателей в он-лайн. Английские и американские распространители предлагали чаще смотреть на рынок распространения прессы глазами маркетологов, продвигающих другие товары. Ведь там тоже есть проблемы, но они решаются без разговоров о «конце продаж».
Другое впечатление связано с тем, что зарубежные распространители работают, чаще всего, в тех же технологических условиях, что и мы, на том же оборудовании. Иногда эта работа построена также, как в России, иногда иначе. Есть повод обменяться опытом и обсудить ситуацию на рынке. Например, удалось обстоятельно поговорить с Анной-Кариной Пабст из потребительского общества «Союз Издателей» ( VU Verlagsunion KG). Эта компания занимается распространением немецкоязычной прессы в Германии и за рубежом, а также розничным распространением в ФРГ зарубежных изданий.
Владимир Дворянов
Источник: PlanetaSMI.RU