В Турции открылась XXIII медиаконференция АРПП

7 октября с.г. в г. Белек (Турция) открылась XXIII международная конференция АРПП «Рынок печатных и электронных СМИ России в 2013 году». В ней принимают участие свыше 110 представителей от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ФГУП «Почта России», ведущих издательских домов и распространительских фирм из Барнаула, Владимира, Екатеринбурга, Иваново, Казани, Калининграда, Кемерово, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Смоленска, Твери, Хабаровска, Чебоксар, Ярославля, а также из Казахстана и с Украины. 

Открывая конференцию, председатель правления АРПП А.В.Оськин отметил, что программой форума предусмотрено обсуждение комплекса насущных проблем, влияющих на ситуации в сфере печатных СМИ и требующих согласованных действий со стороны операторов рынка. Он кратко проинформировал об итогах прошедшего в Глазго (Шотландия) с 1 по 2 октября с.г. 57-го конгресса «Дистрипресс». Сказал, что высказанные в ходе конгресса предложения по улучшению ситуации на рынке печатных СМИ было бы целесообразно применить и нашей стране.

С докладом «Современный рынок прессы России: основные направления трансформации и развития» выступил Г.Н. Кудий, заместитель начальника управления ФАПМК, член правления АРПП. В начале своего выступления он обратил внимание на то, что экономики различных стран развиваются разными темпами. Эти же тенденции характерны и для медиаиндустрии. Тиражи печатной прессы пока растут в Азии, Африке и Латинской Америке, где резервы для этого ещё имеются, но падают или в лучшем случае балансируют примерно на одном уровне во всём остальном мире.

Объяснение этому явлению, как полагает Г.Н. Кудий, необходимо искать не только в наступлении Интернета и планшетных устройств. Главная причина заключаются в том, что коренное население развитых стран не растёт, а сокращается, миграционные потоки равноценной заменой этих демографических потерь не являются, а самых разнообразных печатных и иных информационных продуктов на развитых рынках представлено более чем достаточно. Отсюда трудности с продажами, огромное списание и т.д. 

В России помимо перечисленных причин осложняют ситуацию в сфере дистрибуции периодики неразвитость систем розничного и подписного распространения прессы, огромные расстояния, колоссальные диспропорции в развитии крупных городов и всей остальной территории страны, включая цифровое неравенство, в силу чего газеты и журналы часто становятся попросту труднодоступными для потребителя.

Практически повсеместно существенно изменился и продолжает быстро меняться способ потребления информации. Значение и использование социальных сетей растёт, однако традиционные СМИ не только сохраняют позиции, но вполне успешно демонстрируют жизнеспособность и нужность обществу. Большинство населения мира по-прежнему получает новости из выпусков ТВ и газет. Спустя 15 лет после начала цифровой революции издатели периодики так и не сумели найти замену выручке от печатных газет и журналов.

По словам Г.Н.Кудия, большинство зарубежных экспертов в области медийных технологий сходятся во мнении, что рынок бумажных СМИ не только сумеет выстоять перед вызовами цифровой революции, но и использует её себе во благо. Печатная пресса, по убеждению специалистов, давно стала неотъемлемым атрибутом человеческой цивилизации. Цифровые СМИ уничтожат лишь те печатные издания, которые не смогут адаптироваться к новым условиям. Проведённые как за рубежом, так и в России исследования показывают, что онлайн-издания сегодня развиваются параллельно с традиционными и практически не влияют на число читателей печатных СМИ, привлекая свою собственную аудиторию.

Всё большее число издателей, особенно издателей газет, прибегают к расширению количества платформ для распространения своего контента, т.е. используют стратегию «360 градусов». В их числе: классические интернет-сайты, приложения для планшетных компьютеров и смартфонов, брендированное радио и телевидение, книжные коллекции, видео и аудио продукция, организация разнообразных платных мероприятий, зонтичных со своим брендом, сетевая экспансия в регионах. Число новых платформ у журналов ограничено больше (публика по-прежнему предпочитает читать глянцевые и иные журналы на бумаге), но и они ведут активную работу в этом направлении.

Давая оценку рынку прессы России в целом, Г.Н.Кудий заметил, что в 2012 году ситуация на нём постепенно улучшается. Это во многом стало следствием определённого роста рынка рекламы на фоне относительно стабильной экономики, тоже проявляющей тенденцию к росту. Потребительская активность российского населения в отношении прессы при этом не изменилась. Физические продажи тиражей периодики сокращаются, но темпы роста рынка печатных СМИ России в 2012 году примерно соответствуют темпам роста национального ВВП. 

Рынок подписки существенных изменений не претерпел. Каналы же розничной дистрибуции прессы повсеместно прирастали в основном сетями специализированных и универсальных супермаркетов, распространением на авиарейсах, в поездах РЖД, выходом за пределы административных центров регионов. Что касается основного канала продаж периодики населению - киосковых сетей, то за редким исключением они почти не развивались, преимущественно по административным причинам. 

По экспертной оценке, только за последние три года в Российской Федерации был закрыт каждый пятый киоск, торгующий прессой. В последние два года местные администрации на территории всей страны фактически объявили войну киоскам по продаже периодической печати. Для функционирования киосковой розницы создаются крайне тяжёлые условия, в том числе за счёт ограничения ассортимента, требований замены дизайна и архитектуры киосков в экономически необоснованные сроки и т.д. Всё это дестабилизирует ситуацию. Между тем, для того чтобы в киосковые сети пришли инновации и модернизация объектов, хотя бы до уровня мини-маркетов прессы, что крайне необходимо сегодня, отрасли нужна определённая стабильность. 

Далее Г.Н.Кудий остановился на проблемах неудовлетворительной доставки прессы в регионах по каналам почтового ведомства. Отметил, что характерными для региональных рынков прессы остаются застарелые издательские проблемы – рост себестоимости производства и увеличение затрат на доставку и реализацию изданий. Компенсировать эти затраты издателям уже не помогает ни жесткий режим экономии, ни попытки поиска более дешевых вариантов полиграфических услуг и бумаги. 

Не способствуют улучшению ситуации на рынке печатной продукции особенности функционирования полиграфической базы и бумажного производства. Российская полиграфическая отрасль в настоящее время полностью импортозависима: нет собственного производства качественного полиграфического оборудования, расходных материалов и нет производства мелованных сортов бумаги и картона, которые занимают 60-70% в себестоимости печати глянцевых журналов. 

Газетной бумаги в России производится более чем достаточно, правда, не самого лучшего качества. Благодаря весьма дорогостоящему импорту, отечественные производители бумаги постоянно взвинчивают на внутреннем рынке цены, которые в настоящее время значительно выше мировых цен на аналогичную продукцию. Решить эту проблему пока не удаётся. 

Суммируя тенденции, которым подвержены происходящие на медийном рынке процессы, докладчик подчеркнул, что реальностью сегодняшнего дня является трансформация газет и журналов, а не их «вымирание». В конечном счёте, бумажные СМИ должны трансформироваться в новый информационный формат как наиболее удобный носитель информации для человека. Трансформации должны осуществляться с учётом предпочтений пользователя в любой комфортный для него формат: для стационарного компьютера, планшетника, айфона, вплоть до возможности распечатать контент на газетной бумаге.

Происходящие на рынке периодики негативные явления во многом объясняются тем, что в России периодическая печать де-юре не обладает статусом социально значимой продукции. Помимо этого, в отличие от многих зарубежных стран, в России отрасль печатных СМИ не получает многоплановой поддержки со стороны государства. С учётом всех этих факторов предлагаю, подчеркнул Г.Н. Кудий, подумать, и, возможно, выступить от имени настоящей конференции перед Президентом Российской Федерации о принятии следующих мер:

1. Инициировать проведение заседания Государственного Совета Российской Федерации на тему: «Формирование у граждан России интереса к чтению, книге и периодической печати как фактору укрепления единства информационного пространства Российской Федерации и базовой составляющей развития инновационного потенциала страны».

2. Вынести для обсуждения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления вопрос ухудшения условий для функционирования киосковых розничных сетей по продаже прессы в крупных городах Российской Федерации.

3. Поручить Правительству Российской Федерации:

а) Подготовить проект поправок в Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Дополнить Перечень пунктом: «количество точек продаж прессы и книг на 1 тысячу жителей». 

б) Разработать нормативный правовой акт, закрепляющий за печатной продукцией (за исключением рекламной и эротической) статуса социально значимой.

в) Подготовить предложения по системной экономической поддержке индустрии печатных СМИ и книгоиздания в стране, включая административные, налоговые, таможенные и иные необходимые меры.

А.В.Оськин поддержал инициативу Г.Н.Кудия и призвал участников конференции, представляющих значительную часть субъектов рынка прессы России, к объединению усилий в интересах дальнейшего развития отечественной  отрасли печатных СМИ.

В развернувшейся после доклада Г.Н.Кудия дискуссии генеральный директор ООО «Комсомольская правда – Калининград - Новости39» В.Н.Хитров поделился опытом внедрения системы накопительных бонусных карт на базе автоматизированной киосковой сети. Он подробно рассказал о принципах работы самой системы. На конкретных примерах продемонстрировал эффект от кооперации с издателями по вводу бонусных правил для привлечения покупателей печатной продукции, в результате чего за короткий срок удалось добиться увеличения продаж. Кроме того, следует положительно оценить тот факт, что теперь компания располагает адресной базой потребителей, с которыми можно контактировать с помощью СМС-сообщений.

Комментируя выступление В.Н. Хитрова, А.В.Оськин заметил, что налицо яркий пример того, как дистрибутор проявляет заботу об издателе, а в результате выигрывают оба. 

Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП,  первый вице-президент НП НСРП «Союзпечать» С.Д.Гаврилов выступил с докладом «Существует ли потенциал роста розничной цены на рынке распространения прессы». Он представил картину изменения в Западно-Сибирском регионе ряда показателей, оказывающих влияние на формирование цен в сфере дистрибуции печатной продукции. В частности, речь шла о бивалютной  корзине, арендной ставке торговых площадей, прожиточном минимуме, минимальном наборе продуктов, уровне инфляции, стоимости перевозок, стоимости коммунальных услуг и т.д. На фоне роста  этих показателей за период 2009 – 2012 гг. С.Д. Гаврилов продемонстрировал изменения стоимости 1 экземпляра прессы в розничных ценах. На основе этих сравнительных данных он обосновал необходимость повышения розничных цен на прессу вслед за ростом ключевых индексов, а также указал на возможность повышения, связанного с опережающим ростом заработной платы населения. 

Тему «Актуальные проблемы распространения прессы в аэропортах и транспортных узлах» осветила генеральный директор ООО «ПрессХаус» О.Ю.Чепикова. По её словам, несмотря на развитие электронных технологий, интерес покупателей к прессе в аэропортах и не падает. Периодика составляет 20% от всего товарооборота по всем аэропортам. На транспортных узлах интерес к прессе также растёт. 

В целях сохранения и укрепления позиций на рынке наша компания, сказала О.Ю. Чепикова, применяет различные методы. Достижению хороших результатов способствуют расширение ассортимента, ввод новых товарных групп (в том числе печатных изданий низшей ценовой категории), а именно: электронных книг, продажа или подписка электронного контента, продажа горячих напитков и закусок, сопутствующих товаров.

Кроме этого, положительный эффект приносит модернизация дизайна торговых модулей, создание яркого, запоминающегося образа (применение единого газетного «принта» в оформлении торговых модулей). Указанные усилия по поддержанию актуальности ассортимента позволяют добиваться высокого уровня лояльности покупателей и роста финансовых результатов деятельности предприятия.

Исполнительный директор ООО «Издательский дом «Толока» С.И. Гаврилко озвучил доклад «Увеличение
доходов участников медиарынка в условиях стагнации объёмов продаж». Основная мысль его выступления заключается в том, что издатели и дистрибуторы должны работать с учётом взаимных интересов, с тем, чтобы помогать друг другу зарабатывать на продаже изданий. Кроме того, как издатели, так и распространители должны соблюдать простые правила, в которое входят: обеспечение правильного ассортимента, реализация конкретных мер по своему развитию, увеличение количества продаж и применение правильной цены. 

Своими соображениями относительно роли соблюдения рекомендованной розничной цены в дистрибуции поделился генеральный директор ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисез», член правления АРПП Р.Н.Дорошенко. По его мнению, при работе с изданиями необходимо устанавливать обоснованную, соответствующую конъюнктуре рынка конечную розничную цену. Завышенные розничные цены ведут к стагнации, они играют роль шлагбаума на пути
развития рынка. В то же время, подчеркнул Р.Н.Дорошенко, низкая розничная цена является условием продвижения издания на рынок. В этом плане, заметил докладчик, опыт, которым поделился В.Н.Хитров, является хорошим доказательством необходимости применения невысоких розничных цен.

Ведущий пленарное заседание А.В.Оськин сделал акцент на том, что как чрезмерно завышенная, так и крайне низкая розничная цена смертельно опасны для периодических изданий. Цена, резюмировал он, должна быть оптимальной.

В рамках программы первого дня работы конференции АРПП состоялись заседания двух круглых столов. Первый, на тему «Состояние продаж прессы в дискаунтерах. Как выжить распространителям периодики и книг в нынешних условиях», провела генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс» В.В.Холодняк.

Второй круглый стол под названием «Предложение отрасли к законопроекту «О государственной поддержке СМИ и системы распространения прессы в России» прошёл под руководством генерального директора ИД «Мир Новостей», члена правления АРПП А.В.Авдонина.

Пресс-служба АРПП