Ведущими круглого стола выступили: С.Д.Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ Сибирь», и Р.Н.Дорошенко, генеральный директор «Бурда Дистрибьюшен Сервисез».
В обсуждении приняли активное участие: Д.В.Мартынов, президент АРПП; А.В.Оськин, председатель правления АРПП; И.Н.Васильева, генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс»; С.А.Кондрашев, директор ООО «Информбюро»; В.В.Холодняк, генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс»; С.В.Алексеенко, генеральный директор ООО «ТопДистрибьюшнСервисез»; О.Ю.Чепикова, генеральный директор ООО «ПрессХаус».
На повестку дня были вынесены наиболее острые вопросы взаимоотношений между участниками издательско-распространительского рынка: система платежей, ценообразование в рознице, ассортиментная политика, проблемы запуска и вывода на рынок новых изданий, формирование отпускных цен и маркетинговые условия сотрудничества.
По словам Р.Н.Дорошенко, на российском медиарынке до сих пор существует практика несоблюдения договорных условий. Нередки случаи, когда одна из сторон нарушает заключенный договор, списывая нарушение условий сотрудничества на внешние обстоятельства и третьих лиц. А ведь своевременные платежи со стороны партнера-распространителя – один из фундаментов успешной работы издателя в дальнейшем. «Те, кто не платит – не должны оставаться на рынке», - заключил Р.Н.Дорошенко.
Ему возразил С.Д.Гаврилов. По его мнению, издатели сами виноваты в несоблюдении условий договоров со стороны некоторых распространителей, т.к. невнимательно подходят к вопросу выбора партнера, отдавая свои тиражи «направо и налево». «Если издатели сами таким образом финансируют недобросовестных игроков, то они сами же в этом и виноваты», - заключил он.
По мнению Р.Н.Дорошенко, частые в практике взаимоотношений между издателями и распространителями неплатежи – это не проблема конкретного издателя, а беда всего рынка медиа в России.
Вопрос ценообразования также явился одной из ключевых тем обсуждения на круглом столе. По словам Р.Н.Дорошенко, распространители порой устанавливают огромные наценки на продукцию издателя, тем самым «вставляя палки в колеса всему рынку». «Все говорят, что отрасль умирает. Это не совсем так – она умирает не сама по себе, а ее убивают некоторые дистрибуторы. Кризис – не в экономике, кризис – в головах», - эмоционально подчеркнул он.
Однако, по словам С.Д.Гаврилова, наценка распространителя полностью основана на экономике процесса дистрибуции. И для того, чтобы это проверить, он предложил присутствующим на мероприятии издателям сделать самостоятельные расчеты, заложить расходы на дистрибуцию в отпускную цену продукта и таким образом оценить – насколько на самом деле велики затраты на организацию продаж газет и журналов. «Любая бизнес-модель, в том числе и в дистрибуции, должна быть эффективной. От экономики процесса никуда не уйти. Конечно, я могу снизить свою маржу до минимума и продавать журналы в два раза дешевле. Тогда тираж у издателя, конечно же, вырастет. Но что с этого заработает мое предприятие?», - задался вопросом С.Д.Гаврилов.
Его поддержала и И.Н.Васильева. «Конечная розничная цена на печатную продукцию должны быть адекватна рыночным условиям. На ней должны зарабатывать обе стороны – и издатель, и дистрибутор», - подчеркнула выступающая.
«Сейчас на нашем рынке никто не боится потерять контракт. Потому что ценен он только тогда, когда выгоден обеим сторонам. Если раньше мы дорожили прямым договором с тем или иным издателем, то сегодня мы прекрасно знаем, где и по какой цене, в случае разрыва прямых договорных отношений, приобрести выпускаемую им продукцию. Пока на рынок не вернется понимание ценности контракта, нам не решить тех проблем, о которых мы сегодня так спорим», - указал С.Д.Гаврилов.
Ему возразила В.В.Холодняк, которая отметила – компания «ЮгМедиаПресс» очень дорожит своими партнерскими взаимоотношениями с издателями и высоко ценит сотрудничество с ними.
С ней согласилась и И.Н.Васильева, которая также указала – в «Неве-Пресс» ценят всех партнеров и соблюдают условия договоров с ними. «У издателей должны быть единые условия сотрудничества со всеми дистрибуторами, единые правила игры. Но сейчас на нашем рынке не существует стандартного контракта, из-за чего, в том числе, и конфликты происходят, и ценность договорных условий теряется», - сказала И.Н.Васильева.
Проблему, связанную с неправильной ценовой политикой издателей, когда они отпускают свой товар по совершенно разным ценам и на разных договорных условиях, осветила и О.Ю.Чепикова. Она высказалась за то, чтобы действия издателей на рынке носили бы характер единообразия и равного отношения ко всем распространителям прессы.
«У нас свободный рынок! Как можно в рыночных условиях говорить про какие-то стандартные для всех договора?!», - обозначил свою точку зрения на обсуждаемый вопрос С.В.Алексеенко.
Этические проблемы рынка затронул в своем выступлении и Д.В.Мартынов, отметив, что все еще встречаются факты недобросовестной конкуренции, несоблюдение контрактов издателями и распространителями прессы. В качестве яркого примера он привел историю компании «Наша Пресса», против которой, по сути, некоторые участники московского рынка развернули торговую войну. Подобные случаи не должны повторяться. Издатели должны быть последовательны в своих действиях на рынке.
«Ценность контракта зависит только от тех, кто его подписал», - отметил Р.Н.Дорошенко, указав, что причины кризиса на издательско-распространительском рынке заключены не только во внутренних проблемах отрасли. Большое влияние на ситуацию оказывают внешние факторы, как то: запреты на рекламу алкоголя в печатных СМИ и продажу табака в киосках прессы. И то и другое сильно ударило по экономике отрасли.
«Поэтому, отвечая на вопрос сегодняшнего круглого стола “Как жить дальше?”, отвечаю – продавать газеты и журналы! И продавать хорошо», - закончил свое выступление Р.Н.Дорошенко.
Подводя итоги работы заседания, А.В.Оськин подчеркнул, что разговоры о необходимости приведения системы розничных продаж прессы в России к цивилизованным нормам ведутся на рынке уже более 20 лет. Многого за прошедшие годы удалось достичь, однако открытых для обсуждения вопросов по-прежнему остается немало. По результатам поездки российской делегации на недавний конгресс «Дистрипресс» в Глазго, А.В.Оськин отметил: западные издатели уже меняют курс с рекламоцентричности в сторону развития продаж своих тиражей. Этот важный тренд должен стать основным и для российского рынка прессы. Дистрибуторам необходимо поддерживать все инициативы издателей по выпуску и продвижению новых проектов, а издателям – не останавливаясь на достигнутом, открывать перспективные ниши. Только работая в связке все участники рынка смогут без потерь пройти сложный переходный период в изменчивом медиамире.
Пресс-служба АРПП