Проблемы цифровой дистрибуции издательского контента

В рамках XXIII медиаконференции АРПП состоялось заседание секции по вопросам цифровых технологий. Ведущими выступили С.А.Неженский, руководитель направления Digital Marketing, и В.В.Харахнин, руководитель направления Digital Publishing,  ООО «Терем Диджитал энд Мобайл». 

В ходе заседания обсуждались вопросы, касающиеся рынка печатных СМИ и перспектив их вывода на планшетные устройства в различных форматах. Были рассмотрены опыт производства и организация рабочего процесса цифровых изданий. На конкретных примерах российских издателей ведущие секции показали возможности выбора платформы и издательских решений для трансляции контента на цифровые устройства.

В.В.Харахнин представил аналитику «Яндекс.Метрика» по изменению числа посетителей сайтов Рунета с больших компьютеров, мобильных устройств  и планшетов iPad. Ссылаясь на данные исследования, он отметил, что в январе 2012 года число уникальных посетителей iPad в России достигло 1 млн. человек, а по данным аналитической компании ITResearch, в начале третьего квартала 2012 г. количество iPad превысило значение в 1.5 млн. В случае успешного старта продаж iPad-мини можно ожидать увеличения количества устройств до 2,0 – 2,2 млн. к январю 2013 года, подчеркнул В.В.Харахнин.

В.В.Харахнин дал оценку аудитории планшетов в России. На конец января 2012 года доля владельцев iPad среди всех пользователей Рунета достигла 1%, из них более половины - из Москвы и области. Показательно, что регионы сокращают отставание от Москвы и наблюдается быстрый рост количества пользователей iPad. За 2011 год число посетителей из Москвы и области выросло в пять раз, а из других регионов России -  в семь.  

Для цифровых изданий, по мнению докладчика, существуют четыре пути выхода на цифровой рынок, среди которых: распространение PDF-версии издания через агрегаторы, создание приложения или платформенного решения на заказ, использование готовой платформы Digital Publishing и оптимизация интернет-сайта под мобильные устройства. Говоря об Adobe Digital Publishing Suite (Adobe DPS), В.В.Харахнин заметил, что данная платформа становится «стандартом» для планшетных изданий. Среди популярных приложений для планшетников все больше продуктов разрабатывается с использованием данной системы.  Статистика показывает, что среднее число обращений к каждому приложению Adobe DPS достигло показателя 5 раз в месяц, 56% читателей тратят от 25 до 150 минут в месяц на приложение Adobe DPS, а время потребления увеличилось на 70% за последние 6 месяцев. 68% контента оплачивается читателями, 41% - новая аудитория планшетных версий изданий, а аудитория печатных версий изданий составляет 27%.

Далее В.В.Харахнин показал схему взаимодействия издателей с разработчиками цифровых приложений на примере платформы Adobe DPS и подробно остановился на инструментах и сервисах, которые она предоставляет.

Имеются новые технические возможности для успешного вывода издания на мобильный рынок и организации техпроцесса по созданию/распространению контента. Пользователи планшетов готовы платить за контент, рекламодатели начинают уделять все большее внимание цифровым изданиям, соответственно, количество рекламных материалов увеличивается. 

О возможностях монетизации мобильных приложений рассказал С.А.Неженский. Он еще раз подчеркнул, что продолжается бурный рост количества мобильных устройств. Только за второй квартал 2012 год на российском рынке продано 400 тыс. планшетных ПК и 2,5 млн. смартфонов.  По  данным ITResearch,  с начала года приобретено 1,18 млн. планшетных ПК на сумму 17,65 млрд. руб. Динамика роста в годовом исчислении составила 330% в штуках и 350% в денежном эквиваленте. Исследования TNS показывают, что 22% всех жителей крупных городов пользуются мобильным Интернетом.

Российский рынок мобильной рекламы в 2012 году вырастет на 85% и составит 1,14 млрд. руб.  В прошлом году рост составил 67,7%, сообщил С.А.Неженский.  В 2011 году интернет-реклама впервые обогнала по объемам печатные СМИ и вышла на второе место после телевидения.  В прошлом году объем рынка онлайн-рекламы достиг показателя в 41,8 млрд. руб., и его рост составил 56% в сравнении с 2010 годом. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рекламы в печатных СМИ в прошлом году равнялся 40,4 млрд руб., то есть показал прирост в 6%.

Продавать «контент» можно и нужно, заметил С.А.Неженский, приведя данные по активности продаж на цифровых носителях.  На каждые 100 загрузок бесплатных приложений через AppStore в России приходится 5 платных. По темпам роста оборота, получаемого от продаж в AppStore, Россия показала 115% прироста за год и находится на втором месте в мире после Японии. Россия - самая читающая страна: категория «Книги» – на четвертом месте среди самых популярных категорий после  разделов "Игры", "Навигация", "Развлечения".

На секции были высказаны полярные мнения о судьбе издательского контента, форматах цифровых изданий, вариантах и эффективности монетизации и прочим техническим вопросам. Шадрин И.А., первый заместитель генерального директора ЗАО «Коммерсантъ-Пресс», заявил об отсутствии реальных доходов у издателей газет при попытках зарабатывать на продаже электронных версий. Он напомнил о широком распространении пиратства в стране и об отсутствии у потребителя информации культуры платить за получаемый контент. Макин А.В., коммерческий директор ООО «РЭДМЭДРОБОТ», выразил сомнение в части качества предлагаемого продукта и его стоимости. Дмитриев А.В., генеральный директор/главный редактор ООО «Редакция МОТОЭКСПЕРТ», рассказал о своем опыте использования данного программного продукта и рекомендовал его другим издателям. Акопян К.П., заместитель директора департамента PR ЗАО «Консалт-Центр», заявил, что монетизация контента во многом связана с его качеством. Потребитель, нуждающийся в конкретной информации или продукте, будет искать ее в любом формате и при необходимости – оплачивать.

Оськин А.В. сказал о целесообразности при внедрении цифровых технологий учитывать интересы рекламодателей. Он привел пример немецкого еженедельника Spiegel, который предоставляет рекламодателям сводную статистику по распространению печатной и электронной версии издания. А рекламодатель, соответственно, размещает свои объявления пакетом. К сожалению, на российском рынке с монетизацией контента дела обстоят пока плохо. В этом вопросе он поддержал мнение И.А.Шадрина, напомнив, что доходность от продажи электронных версий ведущих российских газет не превышает 3%, а бесплатное распространение своих версий газетой «Ведомости» и журнала «За рулем»  пока не дают ожидаемого эффекта.

В заключение на секции прозвучало предложение о необходимости создать в АРПП специальный орган для изучения опыта и продвижения новых технологий по цифровой дистрибуции. 

Пресс-служба АРПП