Вячеслав Керов, президент Клуба менеджеров по распространению периодической печатной продукции России, в своем докладе представил общий анализ ситуации на рынке издания и распространения печати в России.
На лицо четкая зависимость издательского бизнеса от распространительского, и наоборот. Если бьют по одному, то попадает и второму.
Если, например, говорить о сокращении киосков прессы в России, от которого страдают, на первый взгляд, только распространители, то по факту из-за сноса точек продаж терпят убытки издатели, так как продажи прессы естественным образом сокращаются.
Или – запрет на продажу табака в уличной рознице. Вроде бы это тоже проблема только распространителей. Однако, из-за отсутствия табачной продукции в киосках, люди реже к ним подходят, и соответственно – реже покупают прессу, которую раньше приобретали «паровозом».
Или – изменения в области рекламы, связанные с запретом размещения БАД и алкоголя. У многих издателей реклама этих товаров доходила до 15% (БАД) и 30% (алкоголь) от всех рекламных поступлений. Соответственно, из-за снижения рекламных доходов, издатели начнут экономить и на создании контента, и на продвижении своих продуктов, в том числе – через каналы продаж.
Что касается угрозы печатным СМИ со стороны Интернета – падение продаж газет и журналов происходит совсем не из-за развития технологий, а по причине изменения менталитета читателей. Покупатель старшего поколения уходит. А новому поколению еще нужно объяснять, что читать необходимо. Дело не в Интернете. Просто рука теперь держит не журнал, а некое техническое приспособление, которое может занять время читателя в пути из точки А в точку Б.
Будущее зависит только от самих издателей и распространителей. Пресса будет жить – никто не ставит это под сомнение. Но очень многое зависит от активной позиции участников рынка, от их желания искать новые пути развития. Поиски невозможны без ошибок. Но тот, кто не ошибается, тот и не двигается вперед. Развитие – это жизнь.
***
Денис Василевский, руководитель дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России», рассказал о работе почтового ведомства и его планах.
«Почта России» - часть государства, и «при всех наших недостатках, вам от нас никуда не деться». В рамках предприятия действует 41 000 ОПС. Потихоньку ведется изменение сети: нерентабельные ОПС закрываются, вместо них начинают работать передвижные. На «Почте России» постоянно занято более 359 000 работников.
От общего числа направлений работы ФГУП в части реализации товаров и услуг, подписка на печать занимает не основное, но значительное место - 19,1%.
Объемы продаж печатных изданий в розницу через сеть ОПС по всей стране в 2012 г., по сравнению с 2011 г., увеличились на 2,1%.
Оборот в подписных суммах в 2012 г. – 13,7 млрд. руб.
Плотность подписки в среднем по стране - 217 экз. на 1 тыс. чел.
Средний разовый подписной тираж - 30,9 млн. экз.
Лидер подписки – Башкортостан: 501 экз. на 1 тыс. жителей. (Москва – 54 экз. на 1 тыс. чел.)
Главная тенденция - рост центральных изданий в подписке. Структура подписных тиражей:
– центральные СМИ: 2003 г. – 41,3%; 2012 г. - 56,6%;
- районные: 2003 г. - 26,5%; 2012 г. - 22,4%;
- областные: 2003 г. - 32,2%; 2012 г. - 21,1%.
Тарифы на доставку подписных тиражей зафиксированы с 2008 г., и первые два года эти субсидии почту удовлетворяли, т.к. почти полностью покрывали убытки. Однако теперь субсидия покрывает только 55%.
Ценовая сегментация изданий в продписке:
- 50% - стоимость до 20 руб.;
- 15% - свыше 50 руб.;
- 35% от 20 до 50 руб.
«Недорогие издания разлетаются со страшной силой, а дорогие – залеживаются».
Доля «Почты России» на рынке розничных продаж прессы - более 12%. Здесь также большей популярностью пользуются недорогие издания – до 15 руб. На них приходится 50% продаж; до 50 руб. - 35% продаж; свыше 50 руб. – 15% продаж.
По прогнозам, динамика прироста розничных продаж прессы в этом году в почте должна составить около 10%. Почта выделяет средства на реконструкцию торгового оборудования для розничных продаж в ОПС. Для выкладки прессы будут устанавливаться специальные витрины и стеллажи. Новое оборудование должно появиться в отделениях связи уже в ноябре с.г.
Газетно-журнальная розница представлена в 36 ОПС. Обязательный список газет и журналов составляет 43 наименования.
***
Владимир Дворянов, руководитель службы по связям с общественностью ООО «МАП», рассказал о подписке в регионах страны.
Данные по рынку региональных печатных СМИ в России разнятся: согласно Атласу муниципальной прессы РФ их 3 575; согласно Альянсу региональных СМИ – около 12 тыс. Роскомнадзор ежегодно регистрируют в около 3 тыс. региональных печатных СМИ.
40-50 тыс. экз. – максимальный тираж регионального издания; средний – 5-20 тыс. экз.
В регионах больше распространены газеты, нежели журналы. Наибольшие тиражи – у телегидов , рекламных и рекламно-информационных газет.
Главная тема региональной прессы – официальные материалы местных органов власти.
Причины снижения представленности региональных изданий в подписке:
- уменьшение тиражей (подписной тираж региональных общественно-политических изданий сократился почти на 30%),
- перераспределение тиражей региональных издателей между различными каналами доставки (замена обычной подписки редакционной в целях экономии) .
По результатам подписной кампании на первое полугодие 2013 г. , в Каталоге российской прессы «Почта России»:
- 2 214 центральных изданий (из них газет – 564, журналов – 1650 ),
- 2 508 региональных и межрегиональных изданий (из них газет – 1 979, журналов – 529).
Средний тираж на одно региональное издание – 2 937 экз. (для сравнения - средний тираж на одно центральное издание: 3 609 экз .) .
***
Дмитрий Котов, генеральный директор ООО «СЗА Прессинформ», презентовал работу своей компании на рынке Санкт-Петербурга.
Компания начала работу в 1991 г. Первоначально агентство было создано из лучших представителей «Союзпечати» и «Почты России». С 2005 г. предприятие стало называться ООО «Северо-западное агентство Прессинформ».
У агентства 16 000 уникальных подписчиков. Из них порядка 12 000 - юридические лица.
Доля компании на рынке альтернативной подписки (по ее собственным оценкам) составляет 1,5% (емкость всего рынка по данным АРПП $746 млн.).
На предприятии принято стратегическое решение о нераспространении электронных изданий.
***
Арнд-Фолькер Листевник, генеральный директор ООО «ПМВЛ» Publishing Management By Listewnik, посвятил выступление собственному взгляду на развитие издательско-распространительского рынка России.
Мы долгие годы говорим об одних и тех же проблемах. Есть много идей что-то изменить, но, к сожалению, дальше разговоров дело не идет. С одной стороны мы говорим, что в стране зарегистрировано 65 тыс. наименований печатных СМИ. Но выходит из этого количества, может быть, только 20 тыс.
Рынок продаж прессы в России на довольно высоком уровне развития. «Я согласен с мнением Романа Дорошенко о том, что кризис не в отрасли, а в головах. Потому что в деньгах рынок рос, а вот количество реально выходящих изданий постоянно сокращается».
Рынок находится в постоянном движении. Хороший пример тому – активное развитие в последние годы сегмента партворков. Однако опыт других стран говорит, что со временем и эта ниша начнет сокращаться.
30 лет назад на нашем рынке было всего два женских журнала – «Крестьянка» и «Работница». Тираж первой иногда достигал 27 млн. экз. в месяц.
20 лет назад к ним прибавился еще один журнал – «Бурда».
А 10 лет назад картина изменилась кардинально, и сегодня сегмент женских изданий в России – один из самых насыщенных.
Распространители – это мост между издателем и читателем. Самая главная их задача на рынке – продажа продукта читателю. Но об этом мало говорится. А ведь это - основной вопрос для отрасли. Читатель готов платить только за тот продукт, на который у него есть деньги. Известно, что в России люди в основном не богатые. Поэтому цена на печатную продукцию должна быть адекватной запросам покупателей. Однако на нашем рынке конечная стоимость изданий порой выше той цены, которую за него готов заплатить читатель. Журналы дорожают, читатель перестает их покупать.
«Несколько лет назад я думал, что киоски быстро умрут. Потому что в других странах их роль на розничном рынке мала. Но как мы видим, они все-таки оказались стабильны. Однако, в этом сегменте необходимо экспериментировать. На российском рынке много хороших примеров удачного развития киосковых сетей».
Рынок будет сокращаться и дальше на 5-10% в год. Прибыль - на 3-5% ежегодно. «И если ничего не делать, то, как с этим жить дальше? Нужно начать реагировать на эти процессы. Важно сохранить киосковые сети и улучшить их работу. Причем касается это не только киосков, но и всех точек розничных продаж прессы. Это важнейшая задача рынка на ближайшее время».
***
Йорг Леманн, заместитель генерального директора ООО «ПМВЛ» Publishing Management By Listewnik, представил портрет среднего российского читателя в разрезе той целевой аудитории, на которую рассчитаны издательские проекты, выпускаемые этой компанией.
В среднем, зарплата российской читательницы составляет 16 тыс. руб. в месяц. Из них 45% уходит на питание, еще столько же – «на жизнь». Таким образом, свободных средств на развлечения, в том числе на покупку печатных СМИ, остается совсем немного – около 2 500 тыс.
Таких читательниц в России большинство - приблизительно 20 млн., из них 70% живут в небольших городах.
Специально для таких женщин ООО «ПМВЛ» создал цикл проектов под общим брендом «Привет». Концепция изданий направлена на положительные эмоции. «Журналы позитивны, с кучей полезной информации, и что самое главное – продаются по разумной цене».
Одно из направлений развития бренда – кроссворды («Привет. Семейные кроссворды»). В них, помимо «игр для ума», публикуются советы, рецепты, детские странички, юмор.
В ближайшие два месяца будет запущено еще два новых проекта.
Первый – «Привет. На бабушкиной кухне». Кулинарный журнал о «бабушкиной кухне», так как в любой семье – бабушка главный специалист по кулинарии.
Второй журнал «Привет, Счастье!». Позитивное издание с советами на каждый день.
Источник: PlanetaSMI.RU