Руководитель дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России» Д.Г.Василевский выступил с докладом «Актуальные проблемы подписки и розницы в почтовых отделений ФГУП «Почта России». По его словам, объём подписных тиражей газет и журналов в течение последних нескольких лет остается в России на одном и том же уровне - порядка 30 млн. экземпляров ежемесячно. При этом плотность подписки в настоящее время составляет 217 экземпляров периодических печатных изданий на 1 тыс. человек. Больше всего подписываются на прессу в регионах – республиках Башкортостан, Татарстан и Северная Осетия. Любят читать газеты и журналы на Крайнем Севере – в Ненецком АО и Якутии, а также в Тыве, Курской и Амурской областях, Мордовии и Краснодарском крае. Последнее место в рейтинге плотности подписки занимает Москва, на позицию выше стоит Ингушетия, затем - Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Россияне, заметил докладчик, предпочитают подписываться на центральные издания – в 2012 году доля центральной прессы в общем объёме подписной периодики увеличилась по сравнению с 2007 годом на 6%, в то же время популярность областных и районных изданий снизилась примерно на 3%. по сравнению с этим же периодом.
Федеральный почтовый оператор предпринимает меры по сохранению услуги по подписке. Однако замораживание тарифов на доставку подписной периодики привело к увеличению убытков, которые ежегодно несёт почтовое ведомство.
Д.Г.Василевский отметил ряд компаний, с которыми почта наладила конструктивное взаимодействие. В частности, он назвал ООО «Межрегиональное агентство подписки», ЗАО «Издательство «Российская газета», ЗАО «Аргументы и факты», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», ЗАО «Издательский дом «Собеседник», ООО «Издательский дом «Толока» и др. Докладчик также рассказал о проводимых федеральным почтовым ведомством мероприятиях по привлечению новых подписчиков, о способах мотивации постоянных подписчиков.
Во второй части своего выступления Д.Г.Василевский рассказал об организации розничных продаж периодических печатных изданий в почтовых отделениях. За последние 4 года доля почты в розничном товарообороте периодики в стране постоянно увеличивается. Это, по словам докладчика, является хорошим подтверждением того, что «Почта России» представляет собой надёжного партнёра для издательского сообщества.
В настоящее время ведётся активная работа по обеспечению присутствия печатных СМИ в 99% отделений почтовой связи (сегодня этот показатель равен 97%). Основной объём доходов от продаж периодики обеспечивают издания нижней ценовой категории. В целях увеличения поступлений от данного вида деятельности практикуются так называемые активные продажи, производится насыщение ассортимента. Особое внимание уделяется инструктажу почтовых работников, вопросам мотивации персонала, улучшению выкладки, реконструкции отделений почтовой связи, приобретению нового торгового оборудования. Для улучшения качества сервиса проводятся различные акции, оценивающие уровень обслуживания.
Затронув вопрос о ведущейся подготовке проекта закона о почтовой связи, Д.Г.Василевский озвучил следующие предложения «Почты России»:
- Исключить из состава универсальной услуги почтовой связи пересылку посылок, почтовых переводов, услуги международной почты, услуги подписки.
- Пункт 2 статьи 12 законопроекта изложить в следующей редакции: «Уполномоченный оператор
универсальной почтовой связи является получателем субсидий из федерального бюджета Российской Федерации на компенсацию убытков, связанных со сдерживанием указанным предприятием роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
На вопрос А.В.Оськина о количестве продаваемых почтой печатных изданий и числе газет и журналов, предлагаемых в отделениях связи, Д.Г.Василевский сообщил, что розничные продажи газет и журналов реализуются более чем в 36 тысячах отделений связи, а количество наименований прессы в каждом ОС составляет 50-60.И.А.Шадрин заявил, что «Почта России» в течение двух лет не может решить проблему утверждения для всех регионов единой формы договоров. Докладчик обещал проконтролировать
рассмотрение этого вопроса. Кроме того, он в ответ на вопрос Йорга Леманна, заместителя генерального директора ООО «ПМВЛ» Publishing Management By Listewnik, заверил, что Почта готова рассмотреть возможность введения практики пролонгации подписки для желающих подписчиков.
Руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» В.А.Дворянов раскрыл тему «Основные тенденции рынка подписки региональной прессы». По его словам, рынок региональных печатных СМИ малоизучен. Неизвестно даже точное количество региональных изданий. Например, Атлас муниципальной прессы Российской Федерации упоминает 3575 региональных общественно-политических газет. Альянс региональных СМИ России настаивает на том, что их количество приближается к 12 тысячам. Тиражи даже самых крупных региональных изданий обычно не превышают 40-50 тысяч экземпляров, а обычный тираж находится в диапазоне от 5 до 20 тысяч экземпляров. Несмотря на это, региональная пресса наиболее востребована на фоне остальных печатных средств массовой информации. Она выступает как источник социальных ориентиров для людей.
Серьезный удар региональной прессе нанёс вступивший в силу с 1 января 2006 года 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон разрешает учреждать и финансировать за счёт средств муниципального или регионального бюджета лишь по одному печатному изданию для официального опубликования в нём соответствующих правовых актов и иной официальной информации. В результате произошло массовое закрытие ряда региональных изданий. Попавшие в список «избранных» изданий потеряли своих подписчиков, поскольку их публикации никто не хотел читать. Талантливые журналисты, не видя возможностей для творчества, уходили из таких газет в другие издания. Но местные чиновники начали давать муниципальным изданиям различные преференции и всеми способами «давить» конкурирующие с ними региональные СМИ.
Главная тема региональной прессы – официальные материалы местных органов власти. Если учесть, что новостей в их классическом понимании в большинстве региональных изданий нет, как нет и аналитики, официальные материалы получают несомненное лидерство. Первичный доступ к ним – главный объект конкурентной борьбы у региональной прессы.
В.А.Дворянов рассказал о формах и методах работы «Межрегионального агентства подписки» с региональными издателями. Привёл конкретные примеры мероприятий по поддержке региональной прессы, среди которых – локальные маркетинговые акции, конкурсы для журналистов, почтальонов, операторов почтовых отделений, программы социальной подписки для различных категорий подписчиков и т.д.
Существующие тенденции развития региональной прессы, заметил докладчик, позволяют вести речь о формировании сценария её будущего. Независимая региональная пресса постепенно будет разоряться или переходить «под крыло» крупных сетевых издателей. Сохранятся также муниципальные СМИ, которые будут всё больше терять связь с массовой аудиторией. Подписные тиражи муниципальной прессы будут обеспечиваться административным путём. Завершая выступление, В.А.Дворянов пригласил издателей продвигать свои проекты в регионы.
Генеральный директор ООО «СЗА «ПРЕССИНФОРМ» Д.А.Котов представил информацию об истории создания и деятельности своей компании на рынке подписки Санкт-Петербурга. В настоящее время компания «СЗА «ПРЕССИНФОРМ» имеет свыше 16 800 уникальных подписчиков, с ней сотрудничает порядка 12 000 юридических лиц. Предприятие ежедневно осуществляет сортировку, упаковку и отправку от 6000 до 15 000 пакетов подписчика.
По словам докладчика, агентство имеет безупречную деловую репутацию, многолетний опыт работы, мощную производственную базу, что позволяет ему быть надежным связующим звеном между издателями и подписчиками. Собственная служба доставки способна осуществлять доставку в любое рабочее время и выполнять большинство запросов, предъявляемых редакциями по доставке изданий подписчикам.
Д.А.Котов рассказал об особенностях издаваемого «СЗА «ПРЕССИНФОРМ» каталога. Сообщил, что интерактивный сайт компании, дающий полный набор сведений о деятельности «ПРЕССИНФОРМ», предоставляет возможность электронного заказа, а также содержит информацию о регулярных акциях, проводимых в мире печатных изданий. Вместе с тем, распространением электронных изданий компания не занимается.
По мнению Д.А.Котова, назрела необходимость совершенствования законодательных актов в области СМИ. В частности, законодательством РФ не регламентированы вопросы деятельности компаний на рынке распространения печатных изданий по подписке. До сих пор не урегулирован вопрос о единой ценовой политике издателей по распространению изданий по подписке. Также не решен вопрос о применении единой ставки НДС на продажу и распространение изданий по подписке.
Докладчик высказался против предлагаемой редакции статьи 11 обсуждаемого законопроекта «О почтовой связи». В случае утверждения в такой редакции этой статьи будут ликвидированы все подписные агентства.
На вопрос И.А.Шадрина о причинах падения подписки в Санкт-Петербурге Д.А.Котов ответил, что его компания работает только с теми редакциями, которые предлагают привлекательные условия
сотрудничества.
На пленарном заседании развернулась дискуссия о возможных механизмах совершенствования и развития института подписки. А.В.Оськин, подводя итоги прошедшей дискуссии, отметил, что подписка в стране является более стабильной, чем розница, и приносит ощутимую пользу российским гражданам. Вместе с тем, получивший широкую известность законопроект «О почтовой связи» является крайне вредным в отношении института подписки, так как в нынешней редакции грозит уничтожить рынок подписки и свести на нет 20 лет активной работы в этом сегменте «Почты России», подписных агентств и издателей. Он проинформировал делегатов конференции, что АРПП направила по данному вопросу официальное письмо в Минсвязи и надеется на положительный отклик.
Конференция АРПП продолжает свою работу.
Пресс-служба АРПП