Издатели и распространители повысили цены на периодику в 3 квартале 2012 года

За третий квартал 2012 года цены на печатную продукцию существенно выросли, при этом другие товарные группы дали значительно меньший рост цен. Согласно данным Росстата, потребительские цены на товары и услуги по сравнению с прошлым кварталом увеличились на 1,9%, а с начала текущего года их рост составил 5,2%. Рост розничных цен на прессу с июля по сентябрь составил 4,5%, а с начала текущего года – 11%.

За 3 квартал издатели пересмотрели отпускную цену в сторону повышения на более чем 150 периодических изданий (15% ассортимента киоска прессы), увеличив ее в среднем на 8%. По некоторым изданиям рост составил 30-50%, а иногда и 80%.  Лидерами роста цен стали издания «Hollywood reporter», «JOY», «Interwiew», «Худеем правильно», «Вестник садовода». Подняли цены такие издательские дома, как «Бурда», «Здоровье», «Эгмонт Россия» и другие.

В результате мониторинга издательских цен и рынка розничного распространения печатной продукции было выявлено, что:

­Издательская цена на мужские и женские глянцевые журналы  (Men's Health, FHM, JOY, Shape, «Домашний очаг» и другие) в среднем выросла на 10%, что привело к пропорциональному росту розничных цен на эти издания во всех точках продаж.

­Издательства подняли цену на 2-3% на большинство детских журналов («Барби», «Спайдермен» и другие), вследствие чего их стоимость в супермаркетах возросла в среднем на 10%. А вот в киосках цена некоторых изданий данного вида продукции (например, «Маша и медведи», «Скуби-ду»,  «Смешарики») даже немного понизилась (на 3-4%). Отметим, что детские журналы достаточно широко представлены только в киосковых сетях и супермаркетах. 

­Розница повысила цены и на подорожавшие автомобильные издания («4x4 Полный привод»), а на остальные («За рулем», «Тюнинг автомобилей») сохранила их на прежнем уровне. Заметим, что подорожание зафиксировано в основном в сетевых супермаркетах, а в киосках некоторые из этих журналов можно было купить на 4-5% дешевле.

­Что касается патворков, то отпускные цены были  повышены в среднем на 20% на такие издания как «Монеты и банкноты», «Наполеоновские войны», «Занимательные головоломки», «Автомобили на службе» и ряд других. В рознице они стали стоить всего на 5-6% дороже.

­Издания научно-популярной тематики (National Geographic, «Вокруг света», «Популярная механика») из-за повышения цен издателями на 3-8% выросли в цене на точках продаж в среднем на 4%. При этом цена на данные журналы в супермаркетах в среднем на 10-15% выше, чем в киосках.

Сравнительный анализ розничных цен показал, что наибольший рост цен на периодические издания был отмечен в сегменте супермаркетов – там цены выросли в среднем на 6,3%. Специализированные минимаркеты прессы подняли цены на 4,4%. Цены же на периодику в киосках прессы увеличились в среднем на 3,4%.

Одной из причин не предвиденного экспертами повышения издательствами цен на печатную продукцию явилось увеличение нынешним летом ввозной пошлины на мелованную бумагу и картон с 5% до 15%.  Хотя по перечню уступок и обязательств при вступлении России в ВТО данная ввозная пошлина должна была оставаться на уровне 5%. Отметим, что подобное обстоятельство может привести к дальнейшему росту цен и в 4 квартале 2012 года. Кроме того, повышению цен в 4 квартале 2012 года и в начале 2013 года будет способствовать запрет на публикацию в печатных СМИ рекламы алкоголя, табака и БАДов. 

Экспертная группа АРПП