За 3 квартал издатели пересмотрели отпускную цену в сторону повышения на более чем 150 периодических изданий (15% ассортимента киоска прессы), увеличив ее в среднем на 8%. По некоторым изданиям рост составил 30-50%, а иногда и 80%. Лидерами роста цен стали издания «Hollywood reporter», «JOY», «Interwiew», «Худеем правильно», «Вестник садовода». Подняли цены такие издательские дома, как «Бурда», «Здоровье», «Эгмонт Россия» и другие.
В результате мониторинга издательских цен и рынка розничного распространения печатной продукции было выявлено, что:
Издательская цена на мужские и женские глянцевые журналы (Men's Health, FHM, JOY, Shape, «Домашний очаг» и другие) в среднем выросла на 10%, что привело к пропорциональному росту розничных цен на эти издания во всех точках продаж.
Издательства подняли цену на 2-3% на большинство детских журналов («Барби», «Спайдермен» и другие), вследствие чего их стоимость в супермаркетах возросла в среднем на 10%. А вот в киосках цена некоторых изданий данного вида продукции (например, «Маша и медведи», «Скуби-ду», «Смешарики») даже немного понизилась (на 3-4%). Отметим, что детские журналы достаточно широко представлены только в киосковых сетях и супермаркетах.
Розница повысила цены и на подорожавшие автомобильные издания («4x4 Полный привод»), а на остальные («За рулем», «Тюнинг автомобилей») сохранила их на прежнем уровне. Заметим, что подорожание зафиксировано в основном в сетевых супермаркетах, а в киосках некоторые из этих журналов можно было купить на 4-5% дешевле.
Что касается патворков, то отпускные цены были повышены в среднем на 20% на такие издания как «Монеты и банкноты», «Наполеоновские войны», «Занимательные головоломки», «Автомобили на службе» и ряд других. В рознице они стали стоить всего на 5-6% дороже.
Издания научно-популярной тематики (National Geographic, «Вокруг света», «Популярная механика») из-за повышения цен издателями на 3-8% выросли в цене на точках продаж в среднем на 4%. При этом цена на данные журналы в супермаркетах в среднем на 10-15% выше, чем в киосках.
Сравнительный анализ розничных цен показал, что наибольший рост цен на периодические издания был отмечен в сегменте супермаркетов – там цены выросли в среднем на 6,3%. Специализированные минимаркеты прессы подняли цены на 4,4%. Цены же на периодику в киосках прессы увеличились в среднем на 3,4%.
Одной из причин не предвиденного экспертами повышения издательствами цен на печатную продукцию явилось увеличение нынешним летом ввозной пошлины на мелованную бумагу и картон с 5% до 15%. Хотя по перечню уступок и обязательств при вступлении России в ВТО данная ввозная пошлина должна была оставаться на уровне 5%. Отметим, что подобное обстоятельство может привести к дальнейшему росту цен и в 4 квартале 2012 года. Кроме того, повышению цен в 4 квартале 2012 года и в начале 2013 года будет способствовать запрет на публикацию в печатных СМИ рекламы алкоголя, табака и БАДов.
Экспертная группа АРПП