Началом дискуссии послужило выступление Дениса Василевского, объяснившего позицию «Почты России» по поводу активно обсуждаемого на рынке предложения включить подписку и доставку подписных изданий в число универсальных услуг связи. По мнению Василевского, необходимость принятия нового закона «О почтовой связи» давно назрела. Но предложенный на обсуждение проект закона несовершенен и нуждается в доработке. В частности, в проекте не определено, к какому классу универсальных услуг связи должны быть отнесены подписка и доставка подписных изданий: базовой универсальной услуге, базовой защищенной услуге или к какой-либо иной. Между тем, в зависимости от этого, последствия от изменения статуса подписки могут быть разными. В случае объявления «Почты России» единственной организацией, имеющей право принимать подписку в России, ей придется спешно разрабатывать данную технологию, создавать профессиональный коллектив, способный не только регулярно делать подписные каталоги, но и организовать договорную работу с центральными и региональными издателями.
Владимир Дворянов рассказал участникам круглого стола о том, что услуга подписки состоит из различных технологических этапов, за которые сегодня отвечают различные операторы рынка. Ломка сложившегося на рынке «разделения труда» неизбежно приведет к ухудшению качества услуг, предоставляемых издателям и подписчикам.
Первый вопрос, вынесенный на обсуждение круглого стола: «Почтовая подписка: дотации на доставку или реформа почтовой инфраструктуры?» Активное участие в его обсуждении принял Дмитрий Котов, генеральный директор ООО «СЗА «ПРЕССИНФОРМ», высказавший парадоксальную точку зрения. По его мнению, «Почта России» может профинансировать реформу почтовой инфраструктуры за счет сокращения количества почтовых отделений в крупных городах. Но у большинства участников круглого стола эта позиция не получила поддержки.
Обсуждение второго вопроса – «ФГУП «Почта России» и подписные агентства: что они могут сделать вместе?» – началось с выступления Владимира Дворянова, обратившегося к издателям с предложением вспомнить, сколько раз на рынке подписки удалось добиться реального объединения издателей вокруг подписных агентств и национального почтового оператора ради продвижения подписки. Вопрос оказался риторическим. При этом многие из участников круглого стола признали ситуацию на рынке требующей безотлагательных усилий по объединению издателей, распространителей и «Почты России» для развития подписки.
Последний вопрос круглого стола - «Стоит ли вкладывать деньги в продвижение подписки?» - получил однозначный ответ. Все согласились с тем, что инвестиции в институт подписки необходимы, что следует активнее заниматься продвижением подписки и поддержали резолюцию круглого стола о неотложных совместных усилиях издателей, подписных агентств и «Почты России» по развитию института подписки в стране.
Пресс-служба АРПП