Точка отсчёта - анализ ситуации:
Российский институт подписки не создает условий для развития и совершенствования данного сектора дистрибуции рынка периодики и фактически находится в состоянии стагнации, неизбежно ведущей к его постепенному отмиранию. Действующее с 2008 года в Российской Федерации государственное дотирование почтовой доставки подписных изданий лишь незначительно затормозило падение подписных тиражей. Каждая подписная кампания завершается снижением подписных почтовых тиражей на 2-5% и каталожных сборов на 1-2%. При этом, только в 2007-2011 годах тарифы на магистральную перевозку подписной периодики по карточной системе выросли на 73% при доставке наземным транспортом и на 26% – воздушным. Тарифы на доставку по адресной системе подписки только за последние два года увеличились на 12%.
Давно назревшая задача модернизации обеспечивающей доставку подписных изданий инфраструктуры «Почты России» государством не решается. Как следствие, доставка подписных изданий потребителям происходит с большим опозданием, что снижает лояльность подписчиков. А с учётом протяженности коммуникаций делает подписку на ежедневные и даже еженедельные газеты (особенно центральные), по сути дела, бессмысленной.
Необходимо радикальное реформирование существующей системы подписки и почтовой доставки прессы до подписчиков, с превращением подписки в институт общественно-политического и культурного просвещения населения, обеспечивающий доступ всех граждан России к необходимой для их производственной и социальной активности информации, общественно-значимым новостям внутренней и внешней политики.
Цели:
1. Повышение интереса к чтению у молодёжной аудитории и, как следствие, рост грамотности у молодежи, что скажется через какое-то время на повышении конкурентоспособности России в мировой системе разделении труда.
2. Превращение печатной прессы в площадку для социально-политических дискуссий власти и общества, «снимающую» напряженность между ними, возникающую вследствие неравномерности социально-экономического развития.
3. Изменение у населения России отношения к услуге «подписка», ее ребрендинг. Качественное улучшение подписных сервисов и, как следствие, рост количества подписчиков.
4. Стабилизация уровня подписных тиражей и увеличение количества изданий со стабильно растущими подписными тиражами.
5. Улучшение показателей по доходам, как у издателей, так и у операторов рынка подписных услуг, позволяющее провести модернизацию технологии подписки.
6. Увеличение загрузки мощностей по производству и доставке изданий: бумагоделательных, типографских, транспортных, логистических и, как результат, сохранение немалой части существующих и создание новых рабочих мест, повышение налогооблагаемой базы предприятий, что должно компенсировать существенную часть бюджетных затрат на реализацию указанных мероприятий.
Необходимые мероприятия:
Меры по линии государства
1. Внесение изменений в действующее законодательство, о необходимости которых постоянно заявляют члены медиасообщества:
- законодательное закрепление статуса института подписки как социально значимой формы распространения СМИ (в статье 25 Федерального закона «О средствах массовой информации»);
- снижение до 5% ставки НДС на услуги по экспедированию и доставке подписных тиражей газет и журналов (в Налоговом кодексе РФ);
- отнесение рекламы печатных изданий и подписных каталогов на прессу к социальной рекламе (в Законе «О рекламе»);
- установление одинаковых условий для проведения каталожной подписки и подписки через интернет-ресурсы (в Федеральном законе «О правах потребителей»);
2. Утверждение единых отраслевых стандартов для подписных агентств и издателей:
- сроки доставки;
- сроки для финансовых расчётов;
- стандарты, исключающих возможность невыполнения обязательств перед подписчиками и недобросовестную конкуренцию, ставящую в заведомо невыгодные условия агентства, предоставляющие услуги во всех регионах и населенных пунктах Российской Федерации.
3. Выделение ФГУП «Почта России» дополнительных средств, необходимых для модернизации инфраструктуры доставки подписных изданий.
Меры по линии ФГУП «Почта России» и подписных агентств
1. Создание единой стратегии информационно-рекламного продвижения услуги «Подписка» совместно с заинтересованными федеральными издателями и подписными агентствами.
2. Организация постоянной рекламно-информационной кампании в поддержку подписки (совместно с подписными агентствами и издателями). В ёе рамках издатели безвозмездно размещают информационно-рекламные материалы о подписной кампании на страницах своих изданий в течение всей подписной кампании и периода подготовки к ней, в объёме не менее 50% выходов издания за указанный период по согласованному графику. А ФГУП «Почта России» привлекает часть своего рекламно-маркетингового бюджета для рекламы подписки в печатной прессе.
3. Уточнение существующих в подписке юридических отношений, позволяющее улучшить качество работы за счет чёткого определения поставщиков и потребителей услуг в рамках каждого технологического процесса.
Меры по линии издателей
1. Разработать критерии бесплатной подписки на одно общественно-политическое федеральное издание для молодых людей, достигающих 18-ти летнего возраста. Государство компенсирует расходы на доставку подписных изданий. Издатели обеспечивают усредненную цену «молодёжной подписки», позволяющую сформировать бюджет проекта для его представления в правительство РФ.
2. Формирование льготных «пакетных» предложений для подписчиков с обязательным включением в состав «пакета» общественно-политического издания и изданий для семейного чтения. Сохранение и расширение существующей системы скидок для ветеранов, инвалидов и пенсионеров.
3. Создание новых форм продвижения подписки, с учетом зарубежного опыта. Создание полноценной системы подписки в Интернете, в том числе, через мобильные устройства: в форме электронных подписных каталогов в интернет-магазинах подписки на печатную и электронную прессу. Развитие купонной подписки.
Участники XXIII конференции АРПП