Издатели и распространители прессы задаются вопросом «Что делать?»

На XXIII конференции АРПП продолжился обмен мнениями относительно проблем, мешающих развитию отрасли, высказывались предложения по улучшению взаимодействия операторов рынка прессы.

Председатель правления НП НСРП «Союзпечать», президент Клуба менеджеров по распространению периодической печатной продукции В.В.Керов в своём выступлении подчеркнул тесную взаимосвязь и большую взаимозависимость издательского и дистрибуторского бизнесов. При ликвидации киосковых сетей сокращаются продажи прессы, падает рентабельность системы распространения, снижаются доходы как распространителей, так и издателей.

Вводимые в России запреты на рекламу в СМИ табачных изделий, алкогольной продукции, лекарственных препаратов также окажут отрицательное воздействие на финансовую стабильность операторов рынка печатной прессы. Это, в свою очередь, повлечёт снижение инвестиций в продвижение печатной продукции, сокращение вложений в развитие отрасли. 

Размышляя о судьбе периодики, В.В.Керов заметил, что нельзя обвинять только Интернет в падении интереса к чтению печатных изданий. Необходимо учитывать естественное сокращение читательской аудитории за счёт иных, чем прежде, привязанностей молодого поколения. Постоянно расширяющийся парк новых электронных устройств также отвлекает от чтения бумажных версий газет и журналов. 

Вместе с тем, всё больше укрепляется мнение, что газеты были, есть и будут. Однако издателям нельзя стоять на месте, надо развиваться, искать нестандартные свежие решения. Необходимо активнее добиваться совершенствования законодательной базы в области СМИ.  

С докладом «Проблемы рынка печатных СМИ России. Взгляд издателя журналов» выступил А.-Ф.Листевник, генеральный директор ООО «ПМВЛ»  Publishing Management By Listewnik. Он представил собственное видение российского рынка прессы, высказал соображения по его модернизации. По словам А.-Ф. Листевника, рынок периодики в России – это 60 млн. читателей, которые в сумме ежегодно покупают газетно-журнальной продукции на 116 млрд. рублей.  В целом рынок растёт. Так, в 2011 году рост составил 3,7%. На примере журналов для женщин докладчик проиллюстрировал динамику развития рынка печатных СМИ. В 1982 году в нашей стране издавались только два журнала для женщин – «Работница» и «Крестьянка». Через десять лет к ним прибавилась «Бурда». Сегодня же этот сегмент представлен большим количествам изданий на любой вкус.

Дистрибутор выполняет функцию связующего звена в цепочке между издателем и покупателем. По сложившейся в России практике, по утверждению А.-Ф. Листевника,  распространители увеличивают наценки на продукцию, либо требуют возмещения своих расходов издателем. Такая политика ведёт к повышению отпускных цен. Продукт дорожает, читатель перестаёт его покупать. 

В качестве выхода из этой ситуации докладчик предложил добиваться оптимизации расходов и увеличения продаж. При нынешней структуре системы распространения это возможно, по мнению А-Ф.Листевника,  только путём изменения киосков. Выкладка должна быть такой, чтобы все журналы были видны. Необходимо обеспечить свободный доступ к журналам. Киоск должен соответствовать потребностям покупателя. Киоскер должен быть мотивированным продавать больше.

Если ничего не предпринимать, сказал докладчик, продажи печатных СМИ будут падать на 5-10%, а прибыль на 3-5% ежегодно.

Завершая выступление, А.-Ф.Листевник в позитивном ключе отозвался об инициативах АРПП по защите российского рынка печатных СМИ. В частности, он выделил следующие мероприятия:

- добиваться поддержки правительства в вопросах  снижения налогов, обеспечения правовых гарантий как основы для инвестирования;

- сохранение киосковых сетей на территории всей России; 

- расширение в точках продаж прессы ассортимента высокорентабельных товаров и услуг.

Вопрос Д.Г.Василевского о рекомендациях по реконструкции объектов по торговле прессой, А.-Ф.Листевник переадресовал к коллегам-дистрибуторам.

Главный редактор ООО «Мотопресса» А.В.Дмитриев рассказал об истории формирования в России прессы, посвящённой мотоциклетной тематике. По его словам, первый российский мотоциклетный журнал –
«Мото», вышел в  1991 году в издательстве «За рулём». С 1996 года началось формирование рынка продаж мототехники. В стране появляются первые официальные дилеры. В период с 2004 по 2008 годы происходит бурное развитие рынка. Появляется потребность в качественной мотопрессе. Импортеры приглашают журналистов на зарубежные премьеры новых моделей, в России открываются представительства большинства компаний-производителей мототехники. 

В 2009 году на рынок выходит новый проект - издание  «Мотоэксперт», единственный журнал, сделанный с учётом предпочтений читателей и единственный мотоциклетный журнал в России, демонстрирующий стабильный рост на протяжении четырех лет. 

«Мотоэксперт» - самый объёмный российский журнал, охватывающий максимальное количество тем, причём не от номера к номеру, а на регулярной основе. Отличительная особенность «Мотоэксперта» заключается в том, что около половины публикуемых в нём статей не относятся к разряду поддерживающих рекламу (в том числе тесты), чем не могут похвастаться другие журналы. Кроме того, «Мотоэксперт» является единственным российским изданием по данной проблематике, заключившим лицензионные соглашения с зарубежными мотожурналами. Таким образом, становление рынка продаж, обслуживания мототехники, развитие мотоспорта, появление байкерской субкультуры вызвали необходимость издания и распространения мотопрессы.

Заместитель генерального директора ООО «ПМВЛ»  Publishing Management By Listewnik Йорг Леманн презентовал издательскую программу этой новой на российском медиарынке компании. Он рассказал об опыте создания серии семейных журналов для региональных читателей.

В этих проектах публикуются материалы, учитывающие интересы всех членов среднестатистической семьи с относительно невысоким достатком. География распространения журналов охватывает российские города с населением от 10 тысяч до 1 млн. жителей. 

В качестве основного потребителя наших журналов, заметил докладчик, мы взяли образ простой российской женщины – Марии. Учли занятость её и других членов семьи, возможности семейного бюджета. Из этих показателей была составлена формула будущего издания – уникальный семейный журнал для Марии! В результате мы получили эмоциональные, позитивные, увлекательные проекты, в название которых входит слово «Привет». В них много содержания и пользы за разумные деньги. В журналах, помимо кроссвордов, публикуются материалы под рубриками «Рецепты», «Советы», «Знакомства», Гороскопы», «Детская страничка», «Юмор» и другие. Готовятся к выходу в ноябре «Привет. На бабушкиной кухне» и «Привет, Счастье».

Пресс-служба АРПП