Собравшиеся обсудили комплекс проблем, связанных с реализацией газетно-журнальной продукции через розничные киосковые сети. Речь шла о будущем киосков прессы, о способах повышения рентабельности, о пределах расширения ассортимента сопутствующих товаров и т.д.
Г.В.Баринов предложил участникам заседания обменяться оценками нынешнего состояния рынка розничного распространения печатной продукции, высказать возможные рецепты его реформирования и модернизации. По его словам, сегодня наблюдаются негативные тенденции на классическом рынке прессы. Об этом свидетельствует падение численности продаваемых экземпляров газет и журналов, рост затрат на сопровождение бизнеса. Не дают основания ожидать в 2013 году улучшения финансовой стабильности дистрибуторских компаний некоторые меры, намечаемые властными структурами. Это относится к планируемому повышению на 15% МРОТ в сфере розничного распространения, введению запрета на рекламу в СМИ табачных изделий, лекарственных препаратов, возможное решение Государственной Думы запретить продавать табачные изделия в мелкорозничной торговле. Указанные нововведения отрицательно скажутся на рентабельности бизнеса по розничному распространению прессы.
Вместе с тем, представители издательских домов и распространительских предприятий в целом поддержали точку зрения А.Н.Богданова, который выразил уверенность в том, что будущее у киосков есть. А каким будет это будущее, покажет время. Одновременно отметил, что проблемы дистрибуции печатной продукции имеются не только в киосковых сетях, но и в магазинах самообслуживания.
В ходе состоявшейся дискуссии генеральный директор ООО «ТопДистрибьюшн Сервисез» (ИД «Бауэр Медиа») С.В.Алексеенко поделился опасениями по поводу возможного прекращения деятельности в следующем году нескольких региональных киосковых сетей в том виде, в котором они существуют сейчас. Это может произойти в результате продолжающегося падения продаж, вызванного необоснованным, как он считает, увеличением цен на продаваемую продукцию.
Цены повышаются, пояснил он, по целому ряду причин, в том числе из-за роста цен на бумагу, на транспортные расходы и т.д. Однако издатель подходит к этому вопросу более осторожно и взвешенно, темпы повышения цен издателей гораздо ниже, чем у распространителей.
А.Н. Богданов заметил, что дополнительные расходы существуют и у распространителей - это рост арендной платы и зарплат киоскеров, необходимость переоборудовать киоски, менять по требованию властей дислокацию торговых объектов и др. Наряду с этим, для улучшения финансовых показателей розничных сетей следует, по его мнению, в первую очередь увеличивать количество продаж.
Большое внимание участники заседания уделили присутствию в киосках тех или иных изданий, оценке их влияния на получение доходов. Отмечалось, что во второй половине 2012 года, как и в предыдущие периоды, лидерами продаж выступают патворки. Хотя, отметил Г.В.Баринов, рентабельность по продажам патворков и флоупаков снизилась в результате уменьшения примерно на 15% наценки. Это ощутимые потери, поскольку объёмы продаж патворков составляют порядка 30-40% в общем обороте торговых сетей.
Анализируя ассортимент киосков, А.Н.Богданов сказал, что сейчас 30% оборота составляет периодика, еще 30% - патворки. Такие пропорции, т.е. эти 60 процентов, надо сохранить и диверсифицировать продажи.
Свой взгляд на политику распространителей по отношения к патворкам обнародовал генеральный директор ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисез» Р.Н.Дорошенко. Он напомнил, что в 2003 году, когда на рынок поступили патворки, никто из владельцев киосковых сетей не хотел торговать данным продуктом. Прозрение наступило в период с 2008 по 2012 год, когда коллекционные издания стали якорным товаром в обороте, приносящим основную прибыль распространителям. Предпринимаемые сегодня шаги по необоснованному повышение цен на патворки ведёт к сокращению объёмов продаж и снижению доходов.
Генеральный директор ООО «КП-Калининград-Новости39» В.Н.Хитров сделал акцент на том, что по закону эволюции в случае с падающим рынком имеется возможность зарабатывать только одним способом – при помощи укрупнения и снижения внутренних издержек. Он также высказался против повышения цен на печатную продукцию. Надо учиться пополнять бюджет за счёт других товаров – пищевых и т.д.
Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» С.Д.Гаврилов обратился к издателям с призывом отгружать распространителям качественную печатную продукцию.
В целях повышения рентабельности киосковых сетей генеральный директор ООО «Агентство печати «Экспресс» (Хабаровск) И.С.Глухов предложил рассмотреть такие варианты:
- организация круглосуточной работы киосков;
- замена киосков на новые, более усовершенствованные модели;
- поиск новых продуктов издательских домов.
В завершение работы секции участники пришли к единому мнению, что расширение ассортимента прессы за счёт качественной продукции издательских домов и сопутствующих товаров способно оказать положительное влияние на рентабельность распространительского бизнеса. Особое значение имеет позиция региональных властей, способных поддержать или уничтожить систему розничных продаж печатной продукции.
Пресс-служба АРПП