«Плата за столбы» — новое в работе прессы

В рамках заключительного дня работы XXIII Международной конференции АРПП в Турции (6-13 октября 2012 г.) состоялся круглый стол «Распространение прессы и региональные власти».

Ведущими круглого стола выступили: С.Д.Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ Сибирь», член правления АРПП, и Г.Н.Кудий, заместитель начальника Управления ФАПМК, член правления АРПП.

По словам С.Д.Гаврилова, проблемы участников издательско-распространительского рынка во всех регионах одинаковы: повсеместно, по всей территории страны, киоски прессы подвергаются гонениям, в лучшем случае им не продлевают разрешительные документы, в худшем — просто сносят. Найти взаимопонимание с местными властями удается далеко не всегда. Из-за чего рынок розничных продаж прессы стремительно сокращается, читатели лишаются возможности приобретать прессу, газеты и журналы теряют тиражи, издатели терпят убытки.

По словам С.А.Кондрашева, директора ООО «Информбюро» (г.Тверь), в исключительных случаях с местными властями все-таки удается договориться, так как каждый установленный киоск прессы самостоятельно создает вокруг себя дополнительную инфраструктуру (цветочные клумбы, урны для сбора мусора и т.п.) и осуществляет своевременную уборку близлежащей территории. Выступающий подчеркнул: все его киоски установлены «на безденежной основе», даже несмотря на то, что в сфере розничных продаж коррупционная составляющая крайне высока.

По мнению С.А.Кондрашева, необходимо учитывать, что работу киосков в стране координирует и городская власть, и областная. Например, договор о работе подписывается на областном уровне, а схема размещения точек продаж утверждается на городском. «Поэтому участникам рынка продаж прессы необходимо искать общий язык с обеими ветвями власти», — заключил С.А.Кондрашева.

О положительном опыте взаимодействия с чиновниками на местном уровне рассказала и И.Н.Васильева, генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» (Санкт-Петербург). По её словам, в 2005-2008 гг. на рынке розничных продаж города сложилась сложная ситуация, при которой долгое время не удавалось согласовать адресную программу. Однако, благодаря совместным действиям всех участников рынка, объединенных в рамках профессиональной ассоциации «Балтийская пресса», проблему удалось решить. «Бывшая тогда председателем Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова пошла нам навстречу — она хорошо понимала все беды издательской отрасли. Сейчас руководство в профильных государственных структурах города поменялось, но и теперь мы имеем позитивный опыт общения с властями. Когда год назад в стране начался снос киосков, игроки медиарынка Санкт-Петербурга обратились с совместным письмом к губернатору, и киосковую розницу удалось сохранить», — рассказала И.Н.Васильева.

О.И.Кравчук, исполнительный директор ООО «Союзпечать» (Санкт-Петербург), также поделилась собственным опытом работы на рынке Северной столицы. По ее словам, не так давно в городе поменялось руководство электробытовых сетей. Одним из первых решений нового начальства стало повышение расценок на «подключение к столбу» — теперь эта услуга обходится малому и среднему бизнесу в 3,5 тыс. руб. в месяц. При этом для того, чтобы организовать бесперебойную работу киоска прессы, количество столбов, к которым требуется подключение, может достигать одиннадцати.

Участники круглого стола, представляющие большинство регионов страны, с горечью отметили: «плата за столбы» — это что-то новое в перечне существовавших до этого возможностей для поборов со стороны чиновников, тут же припомнив, что распространителям прессы из Воронежа, например, приходится осуществлять «плату за сток дождевых вод с крыши киосков».

Г.Н.Кудий в своем выступлении отметил, что фантазия местных чиновников порой не знает границ, особенно когда вопрос касается денег. Он призвал всех игроков рынка не замалчивать возникающие у них проблемы, активнее обращаться к вышестоящим чиновникам, оперативно, в том числе и в письменной форме, сообщая им о сложностях в работе. А также — привлекать к данному процессу широкую общественность, в том числе постоянных покупателей прессы в киосках.

В рамках заседания участники конференции рассмотрели и утвердили проект итогового документа — Рекомендации круглого стола «Распространение прессы и региональные власти» (прилагается).

Пресс-служба АРПП