Во многих населённых пунктах под предлогом упорядочения уличной торговли и благоустройства территорий продолжается ликвидация киосков прессы или их перенос на удалённые от основных магистралей, неудобные для покупателей места. Местные администрации, зачастую признавая на словах особую социальную значимость печатных СМИ, не предпринимают необходимых шагов для создания издателям, дистрибуторам и читателям прессы нормальных условий для распространения и потребления информации.
Администрации городов практически не занимаются разработкой и реализацией специальных программ развития городских систем распространения прессы. Между тем, такие программы, разработанные с учётом положительного российского и международного опыта, предложений и рекомендаций АРПП, позволили бы существенно улучшить ситуацию с распространением прессы, расширить и упростить доступ населения к информации.
Представляется целесообразным, чтобы разработчики региональных и городских программ поддержки распространения печатной продукции исходили из того, что пресса является социально значимым товаром, а услуги по её распространению – социально значимой услугой. Реализация этих программ должна позволить сохранить существующие торговые объекты по реализации периодической печати и книг и в перспективе довести количество торговых объектов прессы до показателей среднеевропейского уровня – 1 киоск на 1 тысячу жителей.
Для достижения этих целей необходимо:
- упростить процедуру регистрации и установки новых торговых объектов прессы;
- предоставлять на праве аренды под организацию торговых точек по реализации прессы и книг объекты нежилого фонда и земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в первоочередном порядке и на льготных условиях, а договоры аренды недвижимого имущества для размещения таких объектов заключать на срок не менее пяти лет с правом их последующей пролонгации;
- минимизировать для предприятий по реализации печати в розницу тарифы на потребляемую электроэнергию и их подключение к электросетям;
- снизить для них налоги и обязательные платежи в бюджеты любого уровня;
- включить предприятия по реализации периодики и книг в категорию объектов культуры, арендная плата которых исчисляется в особом порядке – с применением понижающего корректирующего (социального) коэффициента;
- снять ограничения на ассортимент киосков прессы, разрешить включение в перечень сопутствующих товаров таких наименований, как прохладительные напитки, чай, кофе, кондитерские изделия и т.д.;
- новые объекты по продаже печатных СМИ в приоритетном порядке располагать на пересечении транспортных потоков, в местах, наиболее нагруженных пешеходами и пассажирами общественного транспорта;
- договоры аренды на новые или освобождаемые площади для нужд дистрибуции бумажных СМИ проводить на основании открытых конкурсов с привлечением общественных организаций;
- разрешить размещение рекламоносителей на торговых объектах сетей розничного распространения прессы;
- разрешить торговым объектам по реализации периодической печатной продукции оказывать различные услуги населению, в том числе выдачу интернет-заказов и т.д.
Принимая во внимание тот факт, что правовое регулирование ряда вопросов, связанных с распространением печатной продукции, выходит за рамки полномочий субъектов РФ, участники круглого стола рекомендуют АРПП продолжить практику обращения в высшие законодательные и исполнительные органы власти РФ с целью инициировать соответствующие изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность в сфере распространения печатной продукции.
Участники круглого стола считают, что реализация данных предложений и рекомендаций позволит сохранить систему распространения печатных СМИ в регионах РФ и создать предпосылки для её развития в интересах как потребителей печатной продукции, так и предпринимателей.
Участники XXIII конференции АРПП
октябрь 2012 г.