Власть и СМИ в регионах России

Заключительный день работы XXIII конференции АРПП в Турции был посвящён рассмотрению ситуации на региональных рынках СМИ.

Заместитель начальника управления ФАПМК Г.Н.Кудий раскрыл тему «Распространение прессы и региональные власти». Многие практические вопросы функционирования региональных рынков прессы, подчеркнул он, входят в компетенцию исключительно местных властных структур и не подвластны федеральным ведомствам. Такой правопорядок установлен  Федеральным законом №131 от 6 октября 2003 года, в котором закреплены общие принципы организации местного самоуправления, и постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. №772, регламентирующим правила включения нестационарных торговых объектов в схему их размещения.  Указанные документы разграничивают полномочия между федеральными и муниципальными властями, что на практике оборачивается самоуправством местных чиновников. Примеров тому много. Наиболее свежие из них – это беспредел, творимый городскими властями в Саратове и Барнауле, где совершенно без каких-либо оснований фактически ликвидируются киосковые сети по торговле газетами и журналами. Упомянутые выше федеральный закон и постановление Правительства не дают возможности нашему агентству остановить произвол и исправить ситуацию. 

До последнего времени Минкомсвязи было далеко от решения проблем издания и распространения периодической печатной продукции. Во многом и по этой причине средства, выделяемые из госбюджета на развитие  печатных и электронных СМИ, были несопоставимы. Сегодня отношение к нашей отрасли может измениться, поскольку заместителем министра связи назначен А.К.Волин, хорошо знающий и понимающий наши сложности. 

Однако уповать только на помощь Минкомсвязи было бы ошибкой. Необходимо всем нам – издателям и распространителям, общественным организациям – не снижать усилий по нормализации обстановки на рынке периодики, продолжать работу по привлечению внимания руководства страны, законодательных и исполнительных органов всех уровней к несовершенству законодательства в области печатных СМИ, к тем препонам, с которыми сталкиваются члены медиасообщества. Большую помощь в этой деятельности могла бы оказать пресса. 

На нашей конференции неоднократно говорилось, что киоски прессы должны предоставлять потребителю значительно больший, чем сейчас комплекс услуг. Но все мы отлично понимаем, что заниматься этой технически сложной, дорогостоящей, с длительным периодом окупаемости работой будет только тот собственник, у которого будут гарантии на нормальное ведение бизнеса. То есть гарантии того, что его киоски не будут передвигаться с места на место, а то и вообще ликвидированы. За обеспечение таких гарантий мы и должны все вместе постоянно бороться. 

Значительное место вопросу взаимоотношений с муниципальными властями уделила в своём докладе  «Актуальные проблемы и перспективы развития киосковых сетей в Москве» генеральный директор ЗАО «Центропечать» Е.Г.Капустина. Реализация печатных СМИ в Москве, сказала она, осуществляется через торговые объекты разных форматов. Весомая доля продаж (47%) приходится на нестационарные торговые объекты – киоски прессы. В столице, так же, как и в других городах, происходит падение спроса на печатную продукцию, снижение рентабельности бизнеса. Кроме того, ощущается дефицит киоскёров. 

Требования властей заменить киоски на объекты нового формата в необоснованно короткие сроки и с одним и тем же дизайном, переместить киоски с «высокопроходимых» мест на «обочину», ликвидировать киоски прессы по сути дела разрушают киосковую розницу. Подрывают финансовую стабильность блокировка киосков в торговой зоне (сокращение площади киоска с 9 кв.м. до 6 кв.м.), запрет на осуществление в киосках торговой деятельности посредством третьих лиц. 

Е.Г.Капустина на конкретных цифрах продемонстрировала потери владельцев сетей от акций по перемещению киосков (падение выручки до 70% и рентабельности киоска до 1-3%), по блокировке в торговой зоне (сокращение ассортимента печатной продукции на 30%, снижение реализации тиражей наиболее популярных изданий на 30% - 50%, уменьшение оборота киоска  от 35%).  

Для сохранения торгового формата киосков прессы, обеспечения безопасности бизнеса и создания предпосылок для роста рентабельности Е.Г.Капустина предложила осуществить следующие меры:

- увеличить срок замены киосков до 5 лет с учётом физического износа. При этом замена киоска должна быть обусловлена 5-летним договором на право размещения;

- в торговой зоне предусмотреть размещение отдельно стоящего киоска прессы. Уход от «блокировки» с объектами мелкорозничной торговли с учётом  особенностей киосков прессы;

- создать нормативный документ, регламентирующий порядок взаимодействия всех заинтересованных сторон, не допускающий ликвидации объектов прессы в одностороннем порядке, без согласования, без предоставления нового равноценного  места  на компенсационной основе (с гарантией подключения электроэнергии);

- предусмотреть в постановлении Правительства Москвы №26 возможность для предприятий, распространяющих прессу, осуществлять деятельность по эксплуатации торговых киосков с привлечением представителей малого бизнеса на основе договора о сотрудничестве при условии сохранения специализации «Печатная продукция» в течение всего срока действия договора на размещение нестационарных торговых объектов;

- добиваться обеспечения государственной поддержки бизнеса, а именно принять Закон о поддержке СМИ, в котором установить льготные условия ведения бизнеса (льготные ставки по налогам, льготные тарифы (аренда, электроэнергия и т.п.), «привилегированное размещение» объектов прессы и др.).

             Комментируя выступления Е.Г.Капустиной, А.В.Оськин заметил, что навязывание властями одинаковых дизайнерских решений обезличивает киоски, лишает дистрибуторские компании возможности использовать свои фирменные знаки и тем самым отнимает у распространителей этот немаловажный элемент здоровой конкурентной борьбы.           

            О ситуации вокруг киосков прессы в Алтайском крае рассказал генеральный директор ЗАО «Роспечать-Алтай» Д.В.Алтухов. В апреле 2011 года, сказал он, был принят порядок размещения нестационарных объектов в г.Барнауле и утверждена схема, в которую были включены 96 киосков компании «Роспечать-Алтай» и 68 киосков предприятия «Лига-Пресс». В декабре того же 2011 года была утверждена новая схема, в которой фигурировал уже только 71 киоск «Роспечать-Алтай» и остались без изменения 68 объектов конкурента  - «Лига-Пресс». 

Не прошло и полгода, как в апреле 2012 года появилась на свет очередная новая схема размещения киосков прессы в городе. Теперь разрешалось торговать печатной продукцией лишь 4 киоскам «Роспечать-Алтай», при неизменных 68 киосках конкурента. 

К сожалению, заметил Д.В.Алтухов, предпринятые нами меры по защите своего бизнеса оказались безрезультатны. Не помогли: 

- обращение в УФАС по Алтайскому краю;

- публикации в местных и федеральных СМИ;

- решение об осуждении действий администрации г.Барнаула, которое было принято на внеочередном съезде Алтайского союза предпринимателей;

- письменное обращение к Президенту Российской Федерации;

- встреча с полпредом Президента в СФО;

- встреча с вице-спикером ГД РФ. 

Несмотря на очевидное «удушение» одной компании в угоду другой руками городской администрации, Управление федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю решений не принимает, перенося рассмотрение этого вопроса с заседания на заседание.  

Д.В.Алтухов призвал издателей оказывать помощь распространителям в решении подобных вопросов. Общественные же организации отрасли, подчеркнул он, должны усилить функции по объединению всех участников рынка для решения проблем.

Противоположный пример конструктивного взаимодействия властей с операторами рынка прессы привёл в своём докладе «Диверсификация ассортимента как залог выживания в реалиях российского рынка распространения прессы. Опыт сети «Горпечать» г.Казань» директор предприятия З.З.Хакимзянов. Он дал характеристику своей компании. На сегодняшний день общее количество торговых точек насчитывает 109 единиц. Из них:

- 10 объектов - киоски нового формата, работающие в круглосуточном режиме;

- 70 киосков – киоски стандартного типа (со ставнями);

- 6 внутренних торговых точек (внутри торговых центров и других общественных учреждений);

- 23 киоска – киоски нестандартного типа. 

Благодаря тому, что кабинет министров Республики Татарстан дважды – в 2005 и 2009 гг. - откликнулся на наши просьбы и увеличил перечень продукции разрешенной к продаже, мы, заметил З.З. Хакимзянов, смогли максимально расширить наш ассортимент. Сегодня, в киосках нашей сети покупатель может приобрести:

- школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары;

- бумажно-беловые товары;

- сувенирно-подарочная продукция;

- печатные издания;

- игрушки;

- элементы питания;

- карты оплаты;

- табачные изделия

- галантерейные товары;

- парфюмерно-косметические товары;

- хозяйственные товары;

- лотерейные билеты;

- продовольственные товары в герметичной и фабричной упаковке (кондитерские изделия, чипсы, орешки, сухари, кофе, кофейные напитки, чай, безалкогольные напитки, соки, жевательная резинка).

З.З.Хакимзянов весьма подробно рассказал о новшествах, призванных увеличить продажи, повысить уровень рентабельности бизнеса. Хорошие результаты, по его словам, даёт работа киосков в ночное время. Привлекает посетителей возможность купить в киоске чашку кофе. Поставку оборудования, его обслуживание осуществляет поставщик, не взимая с распространителя прессы за это никакой платы.   

Для повышения уровня конкурентоспособности были открыты несколько торговых точек нового формата - с большей витринной и внутренней площадью, позволяющей обеспечивать представленность более широкого ассортимента, а также сделать более комфортной работу торгового персонала (больше складской площади, наличие кондиционеров). Помимо этого, новые торговые павильоны позволяют увеличить доход не только за счёт роста непосредственно продаж, но и за счёт размещения новых рекламных поверхностей.

А.В.Оськин дополнил доклад З.З. Хакимзянова собственными наблюдениями, сделанными во время посещения Казани в сентябре с.г. Несомненным преимуществом «Горпечати» г. Казани он назвал тот факт, что срок аренды земли под киоски компании установлен в 49 лет. Успешной работе способствует хорошо продуманный трафикообразующий ассортимент. Во время ночной работы 30% всего оборота составляет печатная продукция. Опыт Казани, продолжил председатель правления АРПП, наглядно демонстрирует всю несостоятельность практики перемещения в ряде регионов киосков прессы от остановок транспорта под надуманным предлогом борьбы с пробками.  

С докладом «Технология работы по региональному аутсорсингу в дистрибуции печатной продукции. Опыт и перспективы» выступила директор департамента продаж ООО «МЕДИА ДИСТРИБЬЮШЕН» О.Г.Лугарёва. Она рассказала о развитии партнёрских отношений между федеральными и региональными дистрибуторами. Подробно проанализировала преимущества, которые получают федеральные и локальные дистрибуторы. Пояснила особенности схемы работы по аутсорсингу федерального дистрибутора с региональными дистрибуторами. Обозначила зоны ответственности при частичном и полном аутсорсинге.  

 С интересом было встречено выступление главного редактора Интернет-журнала «Планета СМИ» Е.О.Трушиной на тему «Как за рубежом первая власть поддерживает власть четвёртую». Рынок печатных СМИ, отметила она, лихорадит, проблемы испытывают все три основных его кита: и распространение, и рекламный сектор, и полиграфия. Ситуация достигла того накала, когда, как считают специалисты, необходимо вмешательство государства и оказание с его стороны поддержки.

Для того чтобы выяснить, как и с помощью каких механизмов государства разных стран оказывают поддержку печати, редакция «Планеты СМИ» решила провести собственный мониторинг. Мы опросили медиаэкспертов, издателей, общественных отраслевых деятелей, журналистов из разных стран, сообщила Е.О.Трушина. В опросе,  проведённом в течение августа-сентября 2012 года, приняли участие 24 эксперта из 6 стран Европы (Великобритания, Германия, Испания, Финляндия, Франция, Швеция), а также из США и Бразилии. 

В большинстве рассмотренных стран законодательно закреплены меры, направленные на предоставление различных видов финансовой государственной помощи и косвенной поддержки иными, не инвестиционными, способами индустрии национальных печатных СМИ. Наиболее распространённым видом такой помощи является предоставление льготных почтовых тарифов и тарифов на доставку тиражей изданий. Данные меры позволяют существенно снизить отпускные цены на издания, минимизировать издержки издателей на транспортировку тиражей.

Повышению качества обслуживания потребителей, улучшению взаимодействия с партнёрами по бизнесу способствуют выделяемые  субсидии на совершенствование работы системы дистрибуции периодики, в том числе розничных сетей, развитие складского хозяйства, модернизацию в целом логистических комплексов. 

Заслуживает внимания накопленный в ряде стран опыт финансирования программ по сохранению и расширению читательской аудитории, реализации различных проектов по привлечению молодёжи к чтению. Претворение в жизнь этих инициатив формирует благоприятные условия для повышения политического и культурного уровня молодёжи, создаёт дополнительные предпосылки для воспитания чувства патриотизма.   

Во всех рассмотренных государствах задачи поддержки отрасли печатных СМИ решаются исключительно в интересах защиты национальных интересов, упрочения позиций национальных газет и журналов, систем их распространения. В этом контексте следует отметить эффективность мер, осуществляемых в странах с многонациональным составом населения, а также там, где традиционно были востребованы местные газеты.  Е.О.Трушина продемонстрировала таблицу, согласно которой практически во всех странах установлены нулевые или пониженные по сравнению с общим показателем ставки  налога на добавленную стоимость.

Сегодня и в России ведётся аналогичная  работа путём выделения средств через Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и при помощи снижения налоговой нагрузки, регулирования таможенных пошлин и дотаций Почте России. Тем не менее, опрашиваемые «Планетой СМИ» эксперты в один голос говорят, что описанных выше механизмов мало для оздоровления и сохранения рынка печати в России. Только за прошлый год свою деятельность прекратило более 2 тыс. печатных СМИ.

По мнению А.В.Оськина, который дал высокую оценку выступлению Е.О.Трушиной, было бы полезно направить этот доклад в Государственную Думу для детального ознакомления депутатов с тем, как в развитых странах проявляется забота о поддержке национальных СМИ и систем их распространения. 

Подводя итоги пленарного заседания, А.В.Оськин отметил, что представленные доклады демонстрируют богатый опыт работы распространителей прессы в регионах РФ и одновременно свидетельствуют о наличии больших проблем, а также об отсутствии необходимой поддержки медиаотрасли со стороны региональных властей. Исключением являются Москва, Санкт-Петербург, Казань, Липецк и некоторые другие территории. Нам всем необходимо, подчеркнул председатель правления АРПП, налаживать диалог с региональными властями, активно внедрять передовой зарубежный опыт.

Пресс-служба АРПП