Медиаэксперты назвали основные проблемы журналистики данных

Эксперты уверены, что журналистика данных в основном прерогатива интернет-СМИ. По мнению Василия Гатова, печатные СМИ не смогут привнести что-либо существенное в data-журналистику, посколько пользователям будет неин тересно просто смотреть, например, на напечатанную на странице журнала таблицу.

Самая большая проблема data-журналистики заключается в понимании связи между данными, их интерпретации, заявил руководитель Инновационного центра "Новые Медиатехнологии" РИА Новости Василий Гатов на конференции "Неделя российского интернета".

По его словам, в России много открытых данных - как государственных структур, так и негосударственных, - и эти данные "вывалены в интернет". Главной сложностью, по его мнению, является сопоставление их друг с другом.

"Понять, как их можно соотнести друг с другом, это и есть журналистика", - считает эксперт.

При этом журналисты зачастую делают неправильные выводы, сравнивая цифры, которые нельзя сравнивать друг с другом, отметил аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

Как заявила креативный директор студии инфографики РИА Новости Майя Стравинская, данные окружают нас повсеместно и помогают характеризовать большие сообщества людей. "Это святая правда, которую ищет каждый журналист", - считает Стравинская.

По ее словам, на основе данных можно делать материалы о каких-либо основополагающих вещах, о которых нельзя писать абстрактно - например, о здравоохранении. При этом построение материала на основе данных имеет ряд преимуществ, среди которых отсутствие субъективности и легкость восприятия.

Однако, как считает эксперт, публикация данных лишена смысла без интерпретации. "Любая визуализация бесполезна, если мы не делаем выводы из данных", - утверждает Стравинская.

По ее мнению, пользователей необходимо активно вовлекать в подобные проекты. Во-первых, считает Стравинская, нужно дать пользователям возможность "играть" с данными, чтобы они могли сами делать выводы. Во-вторых, пользователей можно вовлекать в процесс создания материалов, используя их для сбора данных, или, например, для обработки результатов.

Стравинская при этом отметила, что в России все же существует проблема недостаточного количества открытых данных. "Чем больше данных, тем слышнее голос граждан", - считает эксперт.

Как рассказал руководитель группы аналитики социальных сетей РИА Новости Александр Толмач, данные можно использовать не только для создания материалов, но и для выработки стратегии работы СМИ при освещении различных информационных поводов.

Анализируя реакции в социальных сетях на различные информационные поводы, аналитики выявили закономерности в процессе распространения новостей. Так, по словам Толмача, некоторые события провоцируют резкий интерес, который тут же затухает, а к другим событиям интерес держится на протяжении длительного времени.

"Типы кривых (описывающие модель проявления интереса к событию - ред.) прогнозируемы на 70% в первые минуты события", - считает Толмач.

Эксперты уверены, что журналистика данных в основном прерогатива интернет-СМИ. По мнению Гатова, печатные СМИ не смогут привнести что-либо существенное в data-журналистику, посколько пользователям будет неинтересно просто смотреть, например, на напечатанную на странице журнала таблицу.

Источник: РИА Новости