О задачах создаваемого подразделения «Областной газете» рассказал бывший глава управления по делам печати и массовым коммуникациям при правительстве Челябинской области Дмитрий Федечкин, которому поручено сформировать новый департамент в администрации главы Среднего Урала.
—Дмитрий Николаевич, вас можно поздравить с новым назначением?
—Пока ещё рано, я всего лишь один из кандидатов на должность руководителя нового департамента. Хотя, конечно, вся основная работа по его созданию легла на меня и на заместителя руководителя губернаторской администрации Илью Ананьева. Работу нам пришлось проделать большую, ведь такой структуры, отвечающей за координацию работы государственных органов со средствами массовой информации, в Свердловской области не было на протяжении девяти лет — с 2003 года.
—Велик ли штат новой структуры и каких финансовых затрат она потребовала?
—Ни выделения дополнительных финансов, ни увеличения численности органов государственной власти области создание департамента не повлекло. Департамент формируется за счёт имеющихся резервов и существующих в администрации губернатора Свердловской области штатов. Работать в нём будут семь человек — руководитель департамента, заместитель, юрист и четыре сотрудника, ориентированных на непосредственную работу с печатными СМИ, электронными СМИ, с издательствами и типографиями.
—Почему формировать новый департамент пригласили именно вас?
—Наверное, потому, что я более двух лет возглавлял подобную структуру в правительстве соседней Челябинской области и имею хорошее представление о том, как должны действовать механизмы, координирующие работу органов власти со средствами массовой информации. Между нашими регионами очень много общего, хотя, конечно, в Свердловской области есть свои нюансы, которые отличают работу местных печатных и электронных изданий.
—Что из своего челябинского опыта хотите внедрить здесь?
—В Челябинской области мы имели неплохие наработки. Например, разработали и внедрили систему бизнес-планирования для малых редакций городских и районных СМИ. Это новые принципы взаимодействия органов власти с местными редакциями, которые получили широкий резонанс на федеральном уровне. Меня за последний год приглашали на шесть крупных профильных конференций, которые были организованы Союзом журналистов России, Фондом развития информационной политики, редакцией журнала «Журналист». Доклады, с которыми я там выступал, публиковались в ведущих профильных изданиях; совсем недавно, например, мне передали вышедший из печати российско-чешский сборник с результатами очередной научно-практической конференции с моей статьёй на эту тему. Труд научный, но имеющий большое прикладное значение для нашей работы.
—Каковы всё-таки первоочередные задачи нового департамента?
—Планируется, что департамент будет оказывать методическую поддержку сотрудникам муниципальных СМИ, в том числе — по адаптации к рыночным условиям и повышению рентабельности. Ещё одно из важнейших направлений — разработка масштабной программы по обучению журналистов и руководителей СМИ. Я провёл исследование и выяснил, что на протяжении последних двух лет более половины редакций местных изданий в Свердловской области вообще не инвестировали в обучение своих сотрудников ни одного рубля. А ведь мир медиа сегодня развивается гигантскими темпами, меняются и мода, и форматы. Чтобы оставаться актуальными, издания должны поспевать за этими изменениями. Поэтому изданиям целесообразно переходить на модель постоянного развития. Я имею в виду не революционное, а эволюционное развитие, постижение и освоение новых направлений. Нужно уметь подстраиваться под интересы аудитории.
—Какими методами собираетесь заставлять редакции обучать своих сотрудников, осваивать новые форматы работы?
—Заставлять никого не собираемся. Я в медиа прошёл все ступени от корреспондента заводской газеты до главного редактора ведущего городского издания, имел опыт работы в пресс-службах, курировал телекомпании и прекрасно знаю, что авторитарные методы руководства по отношению к СМИ не только неэффективны, они просто невозможны. Надеюсь, что наш департамент будет с редакциями в партнёрских взаимоотношениях. В том числе будем помогать им находить общий язык с местными органами власти и управления, помогать зарабатывать на коммерческом рынке. Будем измерять риски, которым подвержены СМИ сегодня. Ну и конечно, департамент будет отраслевым органом, отвечающим за связи с общественными организациями — Союзом журналистов, Фондом развития информационной политики, Гильдией издателей периодической печати и другими. А также за связи со структурами, работающими около медиа, — Почтой России, Роскомнадзором, Федеральной антимонопольной службой. Будем помогать редакциям выстраивать с ними взаимоотношения в нормальном режиме. Тем более, что сегодня активно меняется федеральное законодательство о СМИ, вносятся изменения в другие законы, влияющие на работу журналистов, и нам нужно подстраиваться под эти изменения. Ведь редакторы не всегда успевают отслеживать все эти новшества, поэтому мы хотим облегчить им жизнь и учить работать в новых условиях. Кроме того, мы сейчас разрабатываем формы поддержки социально значимых изданий с применением в том числе грантовой системы.
—Какие издания могут претендовать на такую поддержку в первую очередь — печатные или электронные, муниципальные или частые?
—Мы не будем проводить никаких водоразделов между печатными и электронными СМИ, в том числе интернет-изданиями. И никакого водораздела между частными изданиями и муниципальными тоже не будет. Будем работать со всеми.
Источник: Областная газета