ФАС заставит СМИ отвечать за незаконную рекламу БАДов

Ведомство подготовило поправки в закон «О рекламе», согласно которым ответственность за содержание рекламы биологически активных добавок должны нести как их производители, так и распространители рекламы

ФАС подготовила поправки в закон «О рекламе», согласно которым ответственность за содержание рекламы биологически активных добавок (БАД) должны нести не только производители добавок, но и распространители рекламы, рассказала «Ведомостям» заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции службы Татьяна Никитина.

Сейчас СМИ обязаны сопровождать рекламу нерецептурных лекарств предупреждением о наличии противопоказаний, необходимости прочтения инструкции по применению или консультации у специалиста. А реклама БАДов не должна создавать впечатления, что они являются лекарствами или обладают лечебными свойствами. Если эти условия нарушаются, ФАС может оштрафовать производителя.

Но служба часто сталкивается с ситуациями, когда найти и наказать нарушителя крайне сложно: рекламу часто размещают недобросовестные продавцы, которые быстро реализуют партию товара и исчезают, либо сама реклама размещается через фирмы-однодневки, объясняет Никитина. По ее словам, подобное случается и с рекламой других товаров, но лекарства и БАДы — «это социальная тема, здоровье граждан», поэтому ФАС и предлагает применять к ним более жесткие меры. Сейчас поправки, подготовленные службой, находятся на согласовании с министерствами и вскоре будут внесены в правительство. Если они будут приняты, штраф для СМИ за подобное нарушение составит от 100000 до 500000 руб. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова не ответила на вопросы о возможной реакции правительства на инициативу ФАС.

Это позитивная инициатива для производителей БАДов, она очистит рынок от недобросовестных конкурентов, считает гендиректор «Диода» (производитель БАДов) Владимир Тихонов. По его оценкам, среди распространяемой в СМИ рекламы БАДов около 20-25% недобросовестной. Инициативу ФАС поддерживает и «Эвалар» (крупнейший, по данным DSM Group, производитель БАДов), говорит директор московского представительства компании Наталья Прокопьева.

«Газеты и журналы и так уже потеряли много денег из-за запрета рекламы алкоголя, и это еще одно правовое ограничение для СМИ», — огорчается заместитель гендиректора издательского дома «Аргументы и факты» Марина Мишункина. Невозможно, сетует она, «нанять целый штат юристов, которые занимались бы только тем, что проверяли бы содержание рекламных объявлений», это ответственность производителей.

СМИ не в состоянии проверить, насколько достоверно описаны свойства той или иной добавки, поэтому вопрос об ответственности нужно адресовать регистрационным органам и тем, кто выдает разрешения на БАДы, считает вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. Поэтому, по его мнению, оснований для распространения ответственности на СМИ нет.

Ксения Болецкая, Мария Дранишникова

Источник: Ведомости