Кампания против алкоголя и табака – глупа и антинародна

Наступление на алкоголь и табак идет широким фронтом. Подобные кампании неоднократно, с определенной периодичностью проводились в разных странах, в т.ч. и в России и, как правило, ничего хорошего не приносили. Отечественная кампания 2012 года имеет некоторые особенности и, самое главное, различные целеполагания.

 Прежде всего, ужесточаются ограничения на рекламу алкоголя и табака в СМИ. В издательском кошельке доходы от рекламы этих товаров составляют 20%. Общие потери в год по стране в случае запрета – 2-3 млрд. рублей. Для детских и юношеских изданий, где подобной рекламы давно уже нет, эта мера значения не имеет. Для дорогих глянцевых журналов – удар серьезный. Для специализированных журналов, пишущих о табаке или вине, а их в стране несколько сотен, - это смерть. 

Запрет на рекламу может оказаться критичным для специализированных табачных СМИ, пишет РБК daily со ссылкой на главного редактора информагентства «Русский табак» Максима Королева, который пояснил, что в России сегодня существует четыре специализированных издания: два сигарных — «Сигар клан» и «Джентльмен смок» и два посвященных индустрии в целом — «Табачный магазин» и «Табак Ревю». Они все имеют ограниченное распространение и существуют в рекламной модели.

При этом надо понимать, что производство алкоголя и табака в стране не свертывается, продаваться все это на рынке будет, и пить-курить народ не перестанет.

Внешне наивные предположения, что ограничение рекламы алкоголя и табака укрепляет здоровье нации, на деле выглядят популистскими и  лицемерными. Серьезные и глубокие меры по оздоровлению нации, требующие кропотливой работы и больших средств, на деле подменяются имитацией заботы о народе и молодежи. Кроме того, трудно представить, что реклама дорогих виски в журнале Maxim, к примеру, может увеличить число алкоголиков в России. 

В ряду таких странных усилий наших законодателей находится введение «сухого» закона по числу промилле алкоголя в крови водителя. Тут мы идем дальше всей Европы, запрещая, по сути, пить кефир и квас,  дающих, как известно, до 0,2 промилле алкоголя в крови.

Отдельная парадоксальная ситуация, если не сказать хуже, складывается с запретом продажи табака в нестационарных объектах мелкой розницы и магазинах площадью менее 50 кв.м. Совершенно очевидно, что речь идет не о здоровье граждан, а о перераспределении доходов в пользу крупного ритейла. Напомню, что табак в объектах мелкой розницы не является большой доходной статьей, а выступает исключительно как трафикообразующий товар, т.е. привлекающий покупателей. Человек идет в киоск прессы за сигаретами и заодно покупает газету или журнал. Табак – это целевая покупка, пресса в половине случаев – случайная. Запрет на продажу табака в киосках прессы снизит продаваемые тиражи газет, журналов и книг на 30%.

В Италии, к примеру, власть ведет себя мудрее. Там в условиях кризиса осуществили обратную меру, переведя продажи табака в основном в торговые объекты мелкой розницы.

Безумной и крайне вредной я считаю меру по запрету курения в общественных местах. Я как человек некурящий считаю, что интересы курящего населения страны в данном случае ущемляются. Легенды о вреде пассивного курения придумали старые девы и импотенты. Запах дорогих сигарет только повышает настроение в хорошей компании, уже не говоря о трубке или сигарах. Разделение помещения для курящих и некурящих – разумно. Адвокат Борщевский абсолютно прав, сказав, что в России выгонять курильщиков на мороз – бесчеловечно. Болезней будет больше, чем от курения в помещениях. Табак надо продавать везде, где это удобно курильщикам, но делать это по-европейски, не выставляя сигареты на витрину, а вывешивая на ней список наименований этого товара.

Все запретительные меры надо еще воспринимать в аспекте российской коррупции. От «сухого» закона для водителей возрадуются исключительно гаишники – их черный нал серьезно подрастет. Сигаретами вдруг начнут торговать бабушки в платочках и с авоськами, народ начнет выращивать на своих участках махорку. Может увеличиться и потребление легких наркотиков в части так называемых курительных смесей и прочего дерьма.

Ущемление мелкой розницы, т.е. запрет продажи товаров в шаговой доступности от человека, приведет к увеличению поездок на автомобиле в дальние супермаркеты, следовательно, автомобильный трафик и пробки в мегаполисах только усилятся.

Ко всем негативным проявлениям антинародной кампании надо добавить падение продаж, снижение собираемости налогов и сокращение рабочих мест в малом и среднем бизнесе.

Я понимаю, что сонм экспертов приводит массу аргументов в пользу антиалкогольных и антитабачных мер, но точно такие же эксперты еще недавно уверяли, что переход на зимнее или летнее время снижает надои молока у коров. Но как только президенты поменялись местами, эксперты в части коров тоже поменяли свое мнение.

В Англии в средние века массовое распространение пьянства остановили посредством открытия в большом количестве пивных пабов. КПСС в советские времена в качестве борьбы с алкоголизмом стимулировала развитие потребления слабоалкогольных напитков, включая пиво. К этому надо добавить, что любое ограничение массового народного потребления, в данном случае – табака и алкоголя, приводит к криминализации общества, а все это обходится значительно дороже.

Я уверен, что вся истерика вокруг табакокурения и рекламы алкоголя потерпит поражение, но с большими потерями для общества. Поэтому очень бы хотелось составить список авторов и апологетов всей этой вакханалии для суда потомков и оценки негативной роли личности в современной истории России.

Как тут не вспомнить Иосифа Сталина, любившего вино и трубку, и Леонида Брежнева, который курил и пил с удовольствием и позволял это делать народу. В этом они были людьми мудрыми и последовательными.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com)