Так нужен ли издатель писателю?

Этим вопросом задались уже и не писательских кухнях, а сами издатели на недавно прошедшей Франкфуртской книжной ярмарке. Интерес к нему подогрел феноменальный успех книги Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», изначально самостоятельно опубликованной автором в электронном виде на платформе Амазона Kindle Direct Publishing.

Электронные платформы, позволяющие не только издавать, но и продавать авторские тексты, стали инкубатором нового поколения писателей. Авторы теперь не боятся того, что традиционные издатели с пренебрежением отвергнут их рукописи. Если редакторы говорили раньше, что «это не купят», то продаваемые на Амазоне, Смашвордс, Ксинкси и т.д. авторы доказывают, что личные пристрастия издателей скорее субъективны и не годятся быть мерилом писательского успеха.

Теперь не нужно отсылать рукопись в десятки адресов, отзванивать, чтобы понять, приняли твою рукопись к рассмотрению или нет, рассмотрели ли, ждать месяцами. Полчаса работы с мышкой – и читатели своим кошельком отвечают на вопрос, интересна или нет твоя рукопись рынку. Причем конкуренция у новой книги жесточайшая – ведь рядом находятся не несколько десятков конкурентных изданий, как на книжной полке в магазине, а сотни тысяч. Но и награда велика: роялти в различных электронных издательствах составляет от 25% до 80%.

Тексты, ставшие успешными в интернете, сразу же становятся объектом пристального внимания ранее отвергавших их издателей. В Германии семь из десяти самых продаваемых книг — книги, первоначально опубликованные в самиздате. Как только автор «засветился» продажами в интернете, ему тут же предлагают выгодные контракты в он-лайне. Кто мешал издателям найти талант самостоятельно? В первую очередь непрофессионализм…

Так зачем автору издательство, если и без него можно прекрасно продавать свои книг? Может быть за тем, что издатели борются с пиратами? Да, в единичных случаях борются. Но в целом они уже слили все свои книги пиратам, и никого ни от чего они не защищают.

Издатели продвигают писателей? АгаJ Просят писателей самих выделять деньги на рекламу, на различные мероприятия. Даже с критиками просят договариваться самостоятельно. Впрочем от критиков осталось одно только название, своей продажностью и ограниченностью они уже похоронили себя.

Издатели с пеной у рта доказывают, что на электронных платформах публикуются не книги, а некие нередактированные и некорректированные тексты. Но чтобы получить редакторскую и корректорскую помощь, не обязательно отдаваться с потрохами издателю, можно договориться и с конкретным редактором, и с конкретным корректором. Лично я так и делаю. За годы работы в издательском и медийном мире у меня завелось немало знакомых профессионалов из этой среды. Так что каждую новую книгу я отдаю в частном порядке проверенному редактору и проверенному корректору. Естественно плачу им. Процесс работы над рукописью проходит в спокойном рабочем порядке. А дальше уже дело продавцов – электронных платформ. Так я экономлю свои нервы и время, и получаю доступ к своей аудитории. Если книга не очень успешна, то винить мне никого кроме себя не приходится. Но и за успех я получаю значительно больше, чем мне выплатили бы традиционные издатели.

На Франкфуртской книжной ярмарке традиционные издатели пытались ехидничать при обсуждении перспектив электронного рынка книг. И даже смеялись. Сквозь слезы. Как верно заметила, Галина Юзефович в «Итогах», «профессиональные издатели теряют монополию и на автора, и на читателя». Современные писатели, в том числе и российские, начинают легко обходиться и без издателя. У них сегодня есть широкий выбор партнеров: Литрес, Аймобилко, Векслер, Электронная книга… А еще Amazon, Smashwords, Xinxii… На подходе Goole и совместный проект Microsoft  с Barnes&Noble…

Так нужен ли традиционный издатель писателю? Да, пока люди еще читают бумажные книги, определенно нужен, чтобы расширить аудиторию и увеличить размер гонорара. Но не более того…

Источник: alex-ermak.livejournal.com