Диагноз смерти печатных версий прост – это падение рекламных поступлений. Как писала газета «Ведомости», в 2007 г. операционная прибыль Newsweek была около 30 млн. долл., в 2009 г. примерно столько же составляли уже убытки. Newsweek стремительно терял деньги из-за снижения объемов рынка рекламы в печатной прессе в США. Когда в 2010 г. Washington Post продал Newsweek за 1 доллар Сидни Харману, долги журнала, по оценке экспертов, достигали 50 млн. долл., хотя тираж издания все еще держался на уровне 1,5 млн. экземпляров.
В целом американский рынок печатных СМИ имеет мрачную перспективу. По мнению аналитиков eMarketer, доходы газет США от рекламы сократятся с 22,5 млрд. долл. в 2012 г. до 20,4 млрд. в 2016 г. Таким образом, объем рекламы в печатных СМИ в ближайшие четыре года сократится на 9,5%.
Как видим, диагноз прост – смерть изданий вызывает падение рекламных поступлений. Возникает закономерный вопрос: что делать? Ответ на этот вопрос был дан на прошедшем 57-м Всемирном конгрессе Дистрипресс в Глазго, где подтвердили негативные тенденции на рынке печатных СМИ в развитых странах. Кроме того говорилось, что электронные версии печатных СМИ реального дохода практически не дают. Прибыль приносят пока исключительно печатные версии газет и журналов. Всемирный конгресс сформулировал принцип новой революции в издательском деле – переход от рекламоцентричной модели бизнеса к распространительской модели. Т.е. главный акцент делается не на сборе рекламных объявлений, а на продажах бумажных копий.
Добавлю от себя – и от продажи электронных копий. Эту мысль, кстати, подтвердил на конференции Russian Internet Week издатель сайта газеты «Ведомости» Виктор Саксон, заявивший, что стабильный доход веб-СМИ приносит пока редкая в России интернет-подписка. Доходы издателей от продажи электронных версий пока исключительно малы – в России это на уровне 3% от суммарных доходов издательских домов. Перспективы подписки на электронные СМИ тоже слабые: уж больно сильно въелась в сознание наших граждан «халява» в Интернете.
В Глазго западные издатели говорили о необходимости расширения инвестиций в каналы распространения журналов, газет и книг. Печатная продукция как наиболее комфортный продукт для потребления будет неизбежно расти в цене. А за этим стоит устойчивый рост доходов издателей.
Доходность сети, как известно, может складываться из разных источников, но минимальную из них дает цифровой киоск, т.е. продажа электронных версий СМИ. Упование на новые медиа, т.е. интеграцию блогеров в СМИ нового поколения, серьезных доходов тоже не обещает.
Несколько сотен делегатов конгресса Дистрипресс в Глазго нашли магическую формулу, характеризующую современные медиапроблемы: 10 – 1 – 7. 10% - это максимальная доходность лучших издателей в Интернете, 1% - прибыль Google от продажи контента в Сети, 7 - это уровень оптимизма западных издателей по десятибалльной системе.
Все это ярко и убедительно, кроме одного. Героев реализации новой концепции в издательском деле на Западе пока нет. Нет их и в России.
В российском издательском деле появились два примечательных факта. Еженедельник «Литературная Россия», который крайне плохо продается и спрос на который падает, в своей печальной судьбе упрекает не себя любимого, а весь окружающий мир. Виноваты фирмы-распространители, киоски, правительство Москвы. Странно, что не президенты России и США. Все это печалит, потому что свидетельствует о закостенелости издателя этого еженедельника. А вот порадовали питерцы. Здесь начала выходить газета «Sch Вестник», которая выпускается в Санкт-Петербургской психиатрической больнице и создается пациентами, медперсоналом этого лечебного заведения и, как было сказано на презентации издания, «людьми за чертой психиатрического диагноза». Питерский «Sch Вестник» свидетельствует о том, что издательский продукт может быть и гибким, и полезным, и даже лечебным. «Литературной России» есть с кого брать пример.
Резюмируя сказанное, я бы отметил, что революция в издательском деле мимо России не пройдет. Кандидаты в герои у нас уже есть.
Источник: Блог Александра Оськина