Ирина Павлова, заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области: Чиновник не вмешивается в редакционную политику СМИ

Почти два месяца назад вступил в силу Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».  Противники нового закона заявили, что в борьбе за нравственность законодатели перегнули палку. И в качестве примера, граничащего с нелепостью, приводили попыхивающего папиросой Волка из «Ну, погоди!». Ведь его чуть было не объявили деградирующим элементом, способным приучить детей к вредной привычке. Роскомнадзор и его территориальные органы осуществляют надзор за исполнением этого закона.

 

О том, как он прошел тестовый режим в Московской области,  корреспонденту «Подмосковья» Наталии МАРГИЕВОЙ  рассказала заместитель руководителя Управления  Роскомнадзора по Москве и Московской области Ирина ПАВЛОВА.

– Российские власти утверждают, что опираются на опыт других стран, а как у них работает этот закон?

– Да, во многих государствах законы или ограничения, которые налагаются на средства массовой информации в целях защиты детей, действуют достаточно давно. Например, германским бундестагом закон о распространении материалов, вредных для молодежи, был принят в 1953 году. В Великобритании похожая законодательная инициатива (там закон называется «О видеозаписи») начала действовать с 1984 года. Если брать страны бывшего СССР, то и там законы были приняты раньше, чем у нас.  В Украине это закон «О защите общественной морали», где вопросы об ограждении детей от негативной информации прописаны отдельно, в Грузии – «О защите несовершеннолетних от вредного влияния, связанного с показом кино, видеопродукции и печатной продукции». А в Америке и Канаде запретили продажу телевизоров, не оснащенных специальным устройством, «фильтрующим» передачи для детского просмотра.

А в Америке и Канаде запретили продажу телевизоров, не оснащенных специальным устройством, «фильтрующим» передачи для детского просмотра. В Великобритании вообще интересный подход к телевидению – у них взрослые передачи запрещены к показу для детской аудитории до 21.00. Считается, что в девять часов родители уже дома и могут сами контролировать, что смотрят дети. Мы пошли по другому пути. Так, фильмы категории «18+» можно  транслировать только после 23.00.

– Будете ли вы рассматривать обращения граждан? Родители уже предлагают свои корректировки?

– Да, помимо детских психологов, учителей и врачей, к процессу подключаются и родители. У них возникают вопросы, связанные со знаком информационной продукции. Чаще всего вызывает недоумение, почему та или иная телепередача, журнал имеют присвоенную ему маркировку. Например, одна мама полагает, что фильм цикла «Особенности национальной охоты», производитель которого отметил его регистром «16+», пропагандирует алкоголизм и курение,  тем самым вызывает у подростков желание самим попробовать спиртные напитки и покурить. И говорит – нужно повышать возрастной ценз.  Неоднозначную реакцию вызывает реалити-шоу «Каникулы в Мексике» на телеканале MTV. Маркировку СМИ в соответствии с законом осуществляют производители продукции. В случаях, когда возникают спорные моменты, закон предусматривает проведение экспертизы. В полномочия Роскомнадзора в соответствии с этим законом входит аккредитация экспертов.   

– А что из информационного контента не так легко ранжировать по возрастным группам?

– Еще раз повторюсь, что маркировать продукцию должен сам производитель. По моему мнению, в момент, когда создается информационный продукт, а затем маркируется,  должно происходить осознание того, что каждый из нас в первую очередь является родителем.  Или, в конце  концов, им станет. И надо понимать, не нанесет ли  именно эта статья, эта передача, этот фильм психологическую травму ребенку.  

– Как исполняют закон подмосковные  печатные СМИ и телеканалы? Кто-то забывает помещать маркировку?

– Да, первое время после вступления закона в силу, когда царила легкая суматоха, нарушения допускались. Телеканалы и радио оказались более дисциплинированными, чем периодика. Гламурные журналы стараются ставить знак не на обложке, а на выходных данных. Их, конечно, можно понять – он мешает внешнему виду обложки. Но, например, газеты Подмосковья в массе своей общественно-политические, а закон СМИ такого разряда автоматически освобождает от возрастной классификации. И сейчас разгорается полемика о том, что было бы неплохо в общественно-политической  прессе маркировать отдельные страницы, на которых размещены статьи, небезобидные для ребенка.  Чтобы  родитель понимал, что ребенку читать этот материал необязательно. 

– В России есть передачи и фильмы, на которых не будет ограничений «18+», потому что там нет очевидного насилия и секса, но зато есть ужасный сленг и унижение людей. 

– Маркировка «18+» предполагается не только для информации,  которая побуждает к опасным для жизни действиям или самоубийству, провоцирует употреблять наркотики и спиртные напитки, но и оправдывает противоправное поведение, ставит под вопрос семейные ценности и уважение к родителям. То есть опять возвращаемся к теме ответственности производителей информационной продукции и родителей. На заседании Экспертного совета по массовым коммуникациям при Роскомнадзоре по инициативе самих журналистов обсуждался вопрос о создании хартии российских журналистов, которая регулировала бы морально-этические нормы. Другими словами, надо принять Кодекс чести журналиста.

– Людей испугал ведь не сам закон, а то, что некоторые его положения чиновник может трактовать слишком вольно.

 – Чиновник, какой бы он ни был – хороший, плохой, в соответствии со своими полномочиями не вмешивается в редакционную политику СМИ. Роскомнадзор не является экспертом, он наделен полномочиями осуществлять надзор за исполнением этого закона. Заключения по противоправному контенту в случае поступления обращения  от читателей, зрителей будут давать квалифицированные эксперты. Сомнительность информации изучать будут эксперты – учителя и психологи и профильные ведомства. Вопрос пропаганды наркотиков будет рассматривать Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, в Московской области существует ее подразделение. Ситуации, подталкивающие к самоубийствам, – специалисты Роспотребнадзора. Защитить наших детей от вредной информации мы сможем только совместными усилиями.

справка

Ирина Павлова родилась 27 февраля 1955 года в городе Владимире. В 1976 году окончила Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по специальности «экономист». С 1976 по 1992 год работала в Управлении по охране государственных тайн в печати при Мособлгорисполкоме в должности редактора, старшего редактора и руководителя группы. С 1994 по 2008 год работала в системе государственного надзора в сфере массовых коммуникаций на должностях от ведущего специалиста до начальника отдела. В 2008 году назначена на должность начальника отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области. В 2011 году за заслуги в обеспечении государственного надзора и контроля награждена почетной грамотой министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 25 апреля 2012 года назначена заместителем руководителя Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области.

Источник: Подмосковье