Анна Кошман, исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей (АНРИ): Российский рынок печатных СМИ находится в довольно сложной ситуации. Причиной тому ряд факторов, в частности, массовое закрытие киосков прессы, повсеместные проблемы с доставкой подписных тиражей почтовыми отделениями, конкуренция с электронными СМИ. Даже крупные федеральные печатные СМИ ощущают на себе эти проблемы, не говоря уже о региональных. Какова современная ситуация в независимых региональных изданиях? Что изменилось за последний год, и какие тенденции обозначились на рынке региональной прессы? Об этом рассуждает исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей Анна Кошман.

Тиражи

У большинства изданий, входящих в АНРИ, тиражи остаются на прежнем уровне не падают и не растут. В посткризисный период большинство издателей оценили, что наилучшее положение, в отличие от бесплатных газет, было у платных изданий, обладающих хорошей системой распространения. Поэтому в последние три года по-прежнему уделяется большое внимание и налаживанию собственных схем распространения, и платному тиражу. У региональных информационных газет уже нет иллюзии того, что переход на бесплатную модель может решить все проблемы, и на него стоит ориентироваться в будущем.

 

Тенденции

Уже 3-4 года назад большинство рекламных изданий в регионах стало публиковать информационный контент в силу того, что потребители перестали брать сугубо рекламную прессу. Возникла потребность в информации. Поэтому практически все рекламные издания стали частично информационными. Тем не менее, в текущем году на рынках, где находится наши издания, не наблюдалось запуска удачных бесплатных или платных изданий. У большинства наших ИД не было запуска новых печатных продуктов. Более того, было закрыто несколько журналов.

 

Реклама в печатных СМИ

Реклама по-прежнему остается основным источником финансирования независимых региональных СМИ. Рост рекламы в регионах в 2012 году составил до 10% по сравнению с прошлым годом. Однако, если брать во внимание рост инфляции, не стоит быть столь радужно настроенными по этому поводу: темпы роста рекламы, к сожалению, медленнее, чем темпы роста инфляции. Основные рекламодатели в региональных СМИ – местные, доля центральных изданий, входящих в АНРИ, составляет, как правило, не более 1-2 %, максимум до 5-7%.

 

Присутствие в интернете

За 1-2 года стали активно развиваться интернет-сайты, и их посещаемость вышла на значимый уровень. Пришло осознание того, что интернет – не соперник печатных СМИ. Российские издатели, уделяющие значительное внимание внедрению технологий, понимают, что уровень и тип потребления интернет-ресурсов и печатных СМИ абсолютно разный. Многие издатели дома, запустив собственные информационные порталы 1,5-2 года назад, вышли на лидирующие позиции в своих городах и теперь активно развивают свои интернет-версии, расширяют географию интернет-присутствия в соседних городах, вводят на сайты дополнительные сервисы, как информационные, так и потребительские, рекламные. В частности, классифайдную рекламу, каталоги, карты. Все большей популярностью пользуется видеоконтент на информационных сайтах, принося региональным сайтам хорошую посещаемость. Но, к сожалению, о монетизации интернет-проектов говорить пока рано. В лучшем случае онлайн-версиям печатных СМИ в городах удалось выйти на самоокупаемость.

В целом же, распространение интернета в регионах до сих пор находится на низком уровне. Основным носителем общественно значимой информации являются печатные СМИ. Более того, существует проблема привлечения рекламы на сайт, потому что местные рекламодатели не более близки к интернету, чем население регионов.

 

Новые технологии

Если что-то заменит печатный продукт в будущем по модели медиапотребления, то это, скорее, будут планшеты, а никак не интернет-СМИ. Однако покупательная способность в регионах не скоро выведет этот носитель в массовый продукт.

Уже сегодня некоторые издательские дома в регионах начинают работать с планшетами. Но в силу таких факторов, как экономическое состояние регионов, потребительский спрос и уровень развития спроса населения, пока ни интернет-реклама, ни планшетные приложения не занимают той ниши, которую они получили на Западе или в центральных российских СМИ.

 

Полиграфия

Многие издательские дома в регионах имеют собственные полиграфические комплексы и сталкиваются с проблемами, связанными со сложностью ведения полиграфического бизнеса по стране в целом. Издания, которые печатаются в сторонних типографиях, находятся в неплохой ситуации, так как существует множество полиграфических мощностей, что дает широкий выбор производителей и возможность демпинга. У многих издательских домов цены на полиграфические услуги практически не выросли. Если где-то и был рост, то не более 8% в год.

 

Юридические вопросы

За год произошло множество трагикомичных случаев использования чужих фотографий и вытекающих отсюда нарушений авторского права. «Подлавливать» СМИ на публикации чужих фотографий стало своего рода бизнесом для многих лиц. Эта тенденция пришла и в регионы. Помимо этого, существенным фактором становится новое законодательство в области распространения информации, связанное с Законом «О защите детей». Это очень значимый вопрос для регионов, так как они менее подкованы к правильном применении юридических норм как на уровне издательских домов, так и на уровне государственных органов, которые призваны их контролировать. Важность юридической грамотности СМИ в регионах значительно возросла за последние годы. Тем не менее, многие издательские дома, входящие в АНРИ, уже научились соблюдать правила юридической безопасности, и большинство исков ими выигрывается.

 

Проблемы

Основные проблемы независимых региональных изданий связаны с распространением и массовыми сносами киосков печати по всей стране. Зачастую местные власти абсолютно не понимают культуру медиапотребления и закрывают киоски под предлогом того, что есть масса торговых центров, куда можно перенести реализацию прессы Кому-то удастся отстоять киоски, как, например, в Воронеже. Где-то сохраняются очень острые ситуации, как, например, в Барнауле, где в октябре должны снести почти все киоски «Алтапресс» - из 146 в схеме распространения останется только два-три киоска.

 

Выводы

Ситуацию на рынке местных рекламодателей и местной рекламы можно охарактеризовать как стагнацию, когда нет упадка, но нет и видимого развития. То же происходит и с региональными издательскими продуктами – некоторый застой и ожидание: многие издатели АНРИ и их коммерческие службы отметили, что психологически ожидают новую волну кризиса. Соответственно, вся стратегия и тактика направлены на экономию и запасные варианты развития. А главная проблема периодической печати в регионах – это проблема распространения.

 

Источник: Журнал «Новости СМИ» №20 (354), октябрь 2012 г.