Доступ хостинг-провайдеров к реестру запрещенных сайтов регулируется временным порядком взаимодействия, утвержденным Роскомнадзором 25 октября. Этот документ будет действовать, пока ведомство не разработает постоянный регламент. Список внесенных в реестр ресурсов закрытый, доступ к нему могут получать только администрации сайтов и хостинг-провайдеры, чтобы узнавать о жалобах на свои ресурсы или об их блокировке. Кроме того, они сами вправе информировать Роскомнадзор о необходимости внести в реестр те или иные сайты.
Временный порядок гласит: чтобы обмениваться информацией с Роскомнадзором, компании должны использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП), которую выдают удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи. Но иностранным компаниям ЭЦП не выдают. В частности, крупнейший поисковик интернета Google обращался в несколько организаций, аккредитованных Минкомсвязи, и ни одна из них не согласилась выдать ЭЦП, жалуется директор по взаимодействию с госорганами «Google Россия» Марина Жунич. Российские удостоверяющие центры не выдают электронные подписи иностранцам, подтверждает руководитель удостоверяющего центра «СКБ контур» Никита Баранов, а о подписях, полученных в зарубежных центрах, в документе Роскомнадзора ничего не сказано.
Теоретически это ограничивает в правах все иностранные компании, возмущена Жунич: получается, что они не могут оперативно узнавать о заблокированных страницах. Правда, у них есть российские «дочки» или представительства, но они не занимаются хостингом.
Отменить требование ЭЦП Роскомнадзор не соглашается, поскольку он хочет быть уверенным, что информацию запрашивает именно та компания, с адреса которой пришел запрос. Так объясняли позицию Роскомнадзора его представители на недавней встрече с операторами и интернет-компаниями, рассказывает один из участников встречи. Правда, ведомство готово решать проблему в индивидуальном порядке. «Роскомнадзор пошел нам навстречу и согласился включить Google Inc. и YouTube LLC в так называемый “список доверенных компаний”, когда мы предоставим на официальном бланке адреса, на которые компания готова получать уведомления о заблокированных ресурсах», — рассказывает Жунич.
Роскомнадзор договорился о взаимодействии с иностранными интернет-компаниями, подтвердил его представитель Владимир Пиков: «Мы готовы получить от них письма с контактными данными, которые будут служить основанием для сотрудничества».
Google благодарна Роскомнадзору, но это не системный подход, говорит Жунич: в интернете тысячи иностранных хостеров, которые не смогут получить доступ к реестру без ЭЦП. Закон о реестре информации, запрещенной к распространению в России, только начал работать, под него создана серьезная автоматизированная система и естественно, что первое время многое регулируется «вручную», отвечает Пиков. Но Роскомнадзор готов обсуждать любые узкие места и находить компромиссные решения, заверяет он.
Представитель Facebook Иэн Маккензи не стал комментировать ситуацию: «это дело российских властей», Facebook же и так удаляет плохой контент из сети. Представитель Twitter не ответил на запрос.
Налицо противоречие закона и подзаконного акта, считает Баранов из «СКБ контура»: ведь закон «Об электронной подписи» в принципе разрешает признавать в России электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами. Так что, например, американские компании вправе обратиться в Роскомнадзор с электронной подписью, выданной удостоверяющим центром США, и сослаться на норму, установленную этим законом, уверен он.
Анастасия Голицына
Источник: Ведомости