Книжный рынок: взгляд от прилавка

Как я уже писал в статье «Крах крупных издательств неизбежен-2», мы начинаем журналистское расследование, в результате которого постараемся выяснить объективную картину того, что же реально происходит в самом низу книжной «пищевой цепочки». Речь идет о книжных магазинах, которые расположены в обычном российском городе N. Вернее, говоря о городе, нужно уточнить - это две буквы N. Речь идет о Нижнем Новгороде.

К слову сказать, Нижний Новгород для такого расследования подходит как нельзя лучше. Во-первых, это крупный город с населением свыше одного миллиона человек.  Во-вторых, он расположен относительно недалеко от столицы -  всего в 400 километрах.

Книжных магазинов в Нижнем Новгороде, согласно сервису Яндекса,  аж 79 штук. Сюда входят и специализированные торговые точки, такие, как «Православная книга». Но нас в первую очередь интересуют те, где в ассортименте представлена художественная литература.

Поскольку в статье «Крах крупных издательств неизбежен-2» я достаточно много цитировал слова генерального директора «Эксмо» Олега Новикова, то первым делом я решил пойти в магазины именно этого издательства. А их в Нижнем Новгороде оказалось три штуки: это два магазина, входящие в книготорговую сеть «Читай-город», и один, имеющий название «Новый книжный».

Я решил начать с «Нового книжного», благо этот магазин  находится прямо у станции метро «Заречная», в торговом центре «Муравей». Место это весьма бойкое. Каждый день этот пятиэтажный ТЦ посещают тысячи людей. Аренда торговых площадей дороже всего на первом этаже, поэтому он сплошь занят ювелирными магазинами, офисами банков, ростовщическими конторами по выдаче денег населению и салонами сотовой связи. Ожидать, что среди этих высокодоходных магазинов и офисов я вдруг увижу вывеску книжного магазина, было бы чересчур самонадеянно. Как и предполагалось, «Новый книжный» расположился на пятом этаже, где ставка арендной платы самая низкая.

Остановившись у входа в магазин, выполненного в стиле хай-тек, оцениваю его привлекательность со стороны - взглядом независимого посетителя. Недурно; правда, отчего-то кажется, что из общего торгового зала «Новый книжный» выглядит гораздо больше, чем он есть на самом деле.

Внутри торгового зала, прямо перед самым входом, возвышаются две круглые тумбы. Это самые «вкусные» (и дорогие) места для книг в магазине, на них всегда выкладывают «топовые» издания.

Итак, кто у нас сегодня «на коне»? Я внимательно ознакомился с продукцией, представленной на тумбах. На первой — той, что ближе к выходу из магазина - лежат различные учебники и справочники по ЕГЭ. Они занимают, что характерно, два нижних яруса целиком (хотя вроде бы и не сезон). Чуть выше них - сборник Дмитрия Быкова «Гражданин поэт», творение Акунина-Чхартишвили «Аристономия» и книга Харуки Мураками «1Q84». А венчает всё это модное на Западе творение Э.Л. Джеймс «50 оттенков серого».

На второй тумбе, которая находится чуть дальше от входа, взору предстают совсем другие книги. Тут, в меру скромных сил, разгулялась фантастика. На трех нижних ярусах веером  разложены образцы различных направлений жанра от В.Панова со своим  «Герметиконом» до Дж.Мартина с «Играми престолов». Там же я нашел трех представителей детективного жанра: Донцову, Маринину и Полякову. Исходя из того, что на тумбе выложено по одному наименованию книг каждой из этих дам,  я делаю вывод, что дела в детективном жанре сейчас совсем не столь хороши, как это было лет пять назад.

И, наконец, верхний ярус этой тумбы заняли книги мировых классиков: Дэна Брауна и Стивена Кинга.

Получив представление о топовых позициях, я подошел к прилавку, чтобы задать персоналу магазина интересующие меня вопросы. Сотрудники магазина согласились ответить мне, но при условии сохранения анонимности.

По их словам, ситуацию с книжным рынком они оценивают практически так же, как и Олег Новиков. То есть, продажи книг год за годом неуклонно сокращаются. Справедливости ради нужно сказать, что из их уст это звучало примерно так: сокращение есть, но оно не столь фатально, чтобы можно было говорить о стремительно разрушающемся книжном рынке.

Когда же я спросил их, сократилось ли количество покупателей книг за этот год, они в один голос ответили, что в их магазине этого не чувствуется. Правда, добавив при этом, что к ним, в основном, ходят постоянные покупатели. Но по мимике их лиц стало понятно, что они просто не хотят сгущать краски.

Второй вопрос, который меня интересовал, это структура продаж их магазина. Ведь если книжный рынок ежегодно сужается, то за счет чего продолжают существовать книжные магазины? Неужели они работают в убыток? Вот какую картину они мне нарисовали:

•30% от всей выручки дают канцтовары (тетради, ручки и т.д)

•70% - книги

Если разбить эти 70% на части, то получится:

•20%  - учебники и прочая специализированная литература

•30%  - детская литература (весь ее спектр)

•20 %  - остальная художественная литература (причем, как пояснили продавцы, 10% – это фантастика и фэнтэзи, а остальные 10% делят между собой детективы, любовная проза и просто романы, относящиеся к различным жанрам).

Услышав эти цифры, я немного опешил. Выходит, что тысячи и тысячи авторов, которые спят и видят себя на литературном Олимпе, пытаются влезть в нишу, которая занимает всего 10% от валовой выручки книжного магазина! Ведь большинство  до сих пор считает, что книжные магазины только и живут за счет книг Донцовой, Марининой, Устиновой и других творцов детективного жанра.

И чтобы окончательно убедиться в справедливости своих догадок, я задал им последний вопрос: сколько книг Донцовой продается в месяц?

Когда я услышал цифру, то просто, выражаясь цензурно, обалдел. Не больше 10 экземпляров!!! Максимум ДЕСЯТЬ. В месяц, и это далеко не в самом маленьком магазине города.

Но тогда позвольте узнать, куда деваются миллионные тиражи королевы иронического детектива? Ведь если взять эту цифру за ориентир, то выходит, что весь тираж Донцовой за 2011 год - а это почти 5, 5 миллионов экземпляров - можно продать только через 45 тысяч таких вот магазинов, как «Новый книжный».

Даже по самым смелым подсчетам в России едва ли наберется свыше пяти тысяч книжных магазинов, включая и те, которые торгуют сугубо религиозной литературой.

…Нет, можно, конечно, предположить, что большая часть книг Донцовой продается с лотков и из газетных киосков. И? поскольку это вопрос требует прояснения, то мы решили отдельно опросить торговцев с лотков и продавцов киосков «Печать» о том, сколько экземпляров книг Донцовой они продают в месяц.

Об этом, а также о многом другом - в следующих выпусках.

Олег Уланов

Источник: КниГазета