Газета «Ведомости» от 7 ноября констатировала: уход с рынка мелких торговцев пивом и сигаретами может принести крупным розничным торговцам в ближайшие два года около 2,8 трлн. руб. Это произойдет после вступления в силу запрета на продажу в ларьках и магазинах площадью менее 50 кв. м пива (1 января 2013 г.) и сигарет (правительство внесло такой законопроект в Госдуму в конце октября).
Стационарным магазинам площадью менее 50 кв. м продажи пива приносят 10-25% выручки, табака — 5-15%. После введения запретов, прогнозируют аналитики агентства Infoline, будет закрыто около 12000 таких объектов, а более 20000 — перепрофилировано, оставшиеся 100000 магазинов сократят продажи в 1,5 раза.
По утверждению директора по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александра Лютого, только запрет на продажу сигарет в ларьках означает уход с рынка и закрытие более 100000 небольших торговых точек («Ведомости»). А по прогнозу генерального директора Infoline Михаила Бурмистрова, общее количество торговых точек, которые прекратят работу в ближайшие два года в связи с запретами, составит 60 тыс. Потерять работу могут 220 тыс. человек, у 250 тыс. человек существенно снизится уровень доходов (РБК).
К слову, в России идет ликвидация мелкой розницы вне связи с табаком и пивом. В этом ряду находятся киоски и павильоны прессы, число которых сократилось с 42 тыс. до 32 тыс. за три года. Примечательно, что супермаркеты газетами и еженедельниками практически не торгуют, здесь преобладает дорогой глянец.
А все сказанное выше свидетельствует, мягко говоря, о неразумности ограничения продажи пива и табака в мелкой рознице. Глупая борьба с табакокурением приведет к росту криминала. Из-под полы молодежи будут предлагать для курева всякую гадость, включая курительные смеси и наркотики. Отсутствие доступности пива, как уже было доказано в мировой практике, приведет к употреблению крепких напитков и усилению алкоголизации населения, и прежде всего молодежи. Словом, предлагаемый законопроект может привести к комплексу негативных последствий. Но если обратиться к цифрам и к тому, что крупный ритейл увеличивает свой товарооборот на 2,8 трлн. рублей, то все становится на свои места. Остается только неясным один вопрос: с кем поделится крупный ритейл за сказочный подарок в 2,8 триллиона? Ведь нас еще Лифшиц учил в 90-е годы, что «делиться надо». Вот и поделятся. А другой классик в начале прошлого века дал нам ключ к определению мотивов поведения в экономике и политике – задаться вопросом: кому это выгодно?
Источник: alexander-oskin.livejournal.com