Многие мои коллеги по цеху и даже по Союзу творческому скажут, что в России это невозможно. Приведут массу аргументов о том, как редакторы даже «приличных» СМИ не желают иметь у себя первичную организацию, о серой зарплате и ситуациях, когда она разнится многократно в рамках одной редакции у главреда и рядового журналиста. Напомнят, что профсоюз живет на взносы, и те, кто готов их платить, получают ничтожно мало, а те, чья зарплата весома, как и их имена, не будут платить и «содержать» остальных. Потом добавят, что, мол, не пришло еще время профсоюза для журналистов в России. Он есть в развитых странах и работает, а мы пока не доросли. И журналистика у нас другая, и страна большая, и власть плохая, и много еще чего...
Но вот вопрос – если сейчас не время, не место и не нам, то когда и кому? Пока понятно только где и что.
Может, спросить у знатоков, глядишь, выпадет на барабане, и господин ведущий нам скажет: «А теперь – правильный ответ».
Только правильный в упомянутой программе присылают те, кто задает вопрос, а, значит, нам самим, журналистам, нужно определиться. Быть или не быть профсоюзу?
Видишь суслика? А он есть...
Существует Союз журналистов России, являющийся творческим союзом и выполняющий некоторые функции профсоюза, за неимением такового. А, впрочем, почему неимением? Есть и такой – Профессиональный союз журналистов России, и учрежден он в уже далеком 1998 году, и даже председатель у этих двух Союзов один – Всеволод Богданов. Да еще и конкуренты по столь невыгодному, как защита прав журналистов, делу появляются, причем регулярно.
И есть программа у нашего Профсоюза, и руководство, и с СЖР он в едином порыве, да вот только не выходит каменный цветок.
В СЖР – более 100 тысяч членов, 83 региональных отделения. На форумах, проводимых российским Союзом, слышны возгласы журналистов из разных регионов, и более, и менее благополучных с точки зрения правового и социального статуса профессии и свободы слова, о том, что нам нужен профсоюз, но они в него не вступают. Почему? Думаю, потому, что он не способен, в том виде, как сейчас, выполнять свои функции. Главная из которых – защита прав журналистов, как на уровне редакции, так и на уровне государства.
И, конечно, льготы, путевки, страховка, медицинское обслуживание, образовательные программы по повышению квалификации и многое другое...
И вопрос не в том, что кто-то украл у нас эти блага... нет, мы сами не хотим сажать дерево, зато пилы для сучков уже заточили. И действительно, не сорняк выращиваем, тут надо почву под- готовить, удобрить как следует.
Вот и получается, пока мы ждем, власть сама удобрит и посадит, и урожай потом соберет. И станет наш труд, интеллектуальный и рукотворный, ручным и окончательно зависимым.
Сколько вешать в граммах?
Согласно принципу 20/80, «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата».
Профсоюз не может быть весомым игроком на медийном поле, пока в нем нет хотя бы 20% журналистов страны.
С развитием сетевых СМИ, появлением блогеров и гражданских журналистов информация становится все более массовой, а средств для ее производства и транслирования все больше.
Про верхи и низы
Как уже было сказано, профсоюз могут создать властным ресурсом, так сказать, сверху. Зависимость прессы от местной власти дает все рычаги воздействия, а профсоюз – это механизм легального управления и контроля над СМИ. Но это – уже совсем другой профсоюз. Создать профсоюз снизу, объединив журналистов, – такой подход вызывает много споров и противоречий.
Кто виноват? Что делать?
Журналисты федеральных изданий ставят себя выше региональных, а регионы ждут «большую рыбу» и «свадебных генералов». Тогда вступать можно, хотя бы ради престижа. Не ясно, как разделить работников одной редакции на творцов и их обслуживание в наше технически продвинутое время. Редакторам профсоюз вообще не нужен, ведь именно они определяют – кому, что и сколько.
Многие готовы вступить в сильный профсоюз, способный уже сейчас оказывать влияние на медиарынок, но здесь срабатывает вышеупомянутый принцип. Вот и получается, что змея кусает собст венный хвост, и пока верхи могут, но не хотят, у нас есть шанс, что низы не только захотят, но и смогут.
TUMEDIA.ru
С целью объединения, без которого профсоюз невозможен, запущен проект TUMEDIA.ru. Проект был представлен на фестивале журналистов «Вся Россия» в 2012 году. Tumedia.ru – это интернет-ресурс, работающий по 3 направлениям: 1 – новости медиасообщества, 2 – социальная сеть, 3 – полезная информация. На сайте представлены контакты юридической помощи журналистам. Данное направление будет развиваться по мере нахождения партнеров в регионах. Это первый этап, на котором важно понять реальную заинтересованность журналистов в профсоюзе.
Действенный, сильный профсоюз может решать поставленные перед ним задачи! А такой возможен только благодаря солидарности в самом сообществе и слаженной работе аппарата.
Роман СЕРЕБРЯНЫЙ, советник председателя Союза журналистов России
Источник: Журналист