Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП):
«В России есть уникальные места, где существует гармония между рынком распространении и властью. К ним можно отнести Калининград, где киоски прессы получают землю под аренду на 25 лет и выстроена замечательная система товарных решений. Ещё более интересен опыт Казани: местная «Горпечать» имеет право аренды земли под киосками прессы на 49 лет, объекты прессы работают там круглосуточно, кроме того, торгуют пивом, табаком, горячим кофе и мороженым. Причем все эти товары продаются по минимальным ценам в городе и являются траффикообразующим элементом: народ идет покупать кофе и заодно покупает прессу. Оборот такого киоска - 800 тыс. руб. в месяц - рекордный показатель для нашего бизнеса. Хорошие показатели сотрудничества нашей отрасли и в Липецкой области. Таков обзор позитива на рынке.
К сожалению, негатива больше. В стране происходит катастрофа в системе распространения печатной продукции. Три года назад в стране было 42 тыс. киосков печати, сегодня осталось только 31 тыс. Сокращение их количества идет примерно с динамикой 5-10% в год, в зависимости от региона.
Мы задались вопросом: почему чиновник ненавидит объекты прессы? Ответ прост: в этом сегменте низка коррупционная составляющая, ведь киоски печати, как правило, не имеют возможности платить взятки. Почему в стране сегодня уничтожается вся мелкая розница? Происходит перераспределение товаропотока от мелкой розницы в крупный ритейл. В Москве благодаря мэру и вице-мэру сегодня сохраняется статус-кво: киоски прессы никто не трогает. Но 30% из них заколочены, в них некому работать, зарплаты киоскеров экономика не выдерживает, объекты печати имеют серьезное ограничение по ассортименту.
Что можно сделать, чтобы исправить текущее положение на рынке распространения? Нужно разрешить торговлю любым товаром тем киоскам, которые предлагают не менее 1 тыс. наименований газет, журналов, книг и медийных носителей. В Чехии издатели пробили закон, позволяющий киоскам прессы торговать алкоголем, благодаря чему страна поднялась на первое место в Европе по киоскам прессы на душу населения.
Киоск прессы должен стать не просто медийным, а мультимедийным объектом - с wi-fi и интернет-шоппингом. Если создать подобные объекты по всей России и обеспечить их информационную и конституционную безопасность, ситуация исправится.
Принципиальным вопросом также является разработка и принятие закона РФ «О господдержке СМИ, книгоиздания, полиграфии и распространения печатной продукции», который охватил бы и социальную значимость объектов печати, и высокие налоговые льготы, и безумные таможенные пошлины на ввоз полиграфической бумаги через границу. Если навалиться всем миром, этот закон можно продвинуть».
Герман Баринов, генеральный директор «АРИА-АиФ»:
«Текущее состояние рынка распространения можно охарактеризовать как стагнация: продажи классической прессы падают при сохранении объема рынка в деньгах. Рынок патворков в денежном выражении сегодня также не проявляет роста. При этом коллекции демонстрируют снижение натуральных показателей удельно на один продукт, что, безусловно, говорит о дефиците ярких и востребованных проектов у поставщиков, каждый из продуктов стал менее интересен покупателю. При этом количество коллекционных проектов на рынке максимально за все время его активного развития.
На рентабельность всего бизнеса сильно влияет рост рынка труда и, как следствие, повышение заработных плат линейного персонала киоскеров и сортировщиков. Значимы и затраты на транспортную логистику: ежегодно мы вынуждены увеличивать расходы на транспорт, в среднем, на 5-7%.
Ключевая проблема рынка заключается в том, что базовый ассортимент, на основе которого распространители строили бизнес в предыдущие годы, исчерпал свой потенциал. Рынок не предлагает новых продуктов, сегментов, товарных линеек, аналогичных патворкам и журнальным и газетным хитам, которые могли бы дать новый толчок развитию бизнеса распространения.
Что касается широко обсуждаемой ситуации с массовыми сносами киосков печати, то, если рассматривать её ретроспективно, можно сказать, что первоначальный шок от действий властей по отношению к нестационарной торговле постепенно проходит, и в целом ситуация уже не кажется фатальной. Большая часть киосков прессы, которая существовала до этих событий, осталась на своих местах. Другое дело, что отраслевое сообщество своей скоординированной позицией доказало властям необходимость и социальную значимость системы распространения прессы в городской инфраструктуре.
Сейчас проблема лежит совершенно в иной плоскости. Во-первых, у операторов рынка нет понимания стабильности в отношении сетей, которыми они управляют. Это связано с тем, что большая часть договоров на право размещения нестационарных объектов заключается на короткие сроки. В среднем, это 11 месяцев, в лучшем случае, 3-4 года, а аренда на 5 лет - сегодня большая редкость. Из-за этого довольно сложно реинвестировать в бизнес, в содержание киосков. Во-вторых, существует - вполне обоснованное требование властей о замене существующих киосков на какой-то новый формат. Сегодня, когда сама рентабельность рынка снижается, окупаемость такого рода инвестиций у операторов сетей распространения вызывает большое сомнение. Мы просчитывали массовую замену киосков в Москве: с учетом текущего уровня рентабельности продаж вернуть инвестиции можно лишь спустя 4-5 лет, а когда зарабатывать?
Полагаю, что в том формате, который сложился сегодня, рынок распространения прессы в России развиваться не будет. Скорее всего, он стабилизируется, часть операторов будет вынуждена уйти из-за низкой рентабельности, кто-то укрупнится и сможет зарабатывать в условиях низкой конкурентной среды. Также я считаю, что сам формат торговли через нестационарные точки-киоски претерпит существенные изменения. Но в каком направлении пойдет этот рынок - онлайн, офлайн или квазионлайн-торговля - сейчас сказать достаточно сложно.
Наша задача сегодня не просто выжить, а использовать свой опыт и наработанные за многие годы технологии в новых, ещё только зарождающихся сегментах. Именно движение в сторону торговых новаций, новых продуктовых линеек, «онлайн-отношений» с покупателем будет основным трендом следующих лет, и в этот сценарий я, безусловно, верю».
Юрий Пургин, генеральный директор издательского дома «Алтапресс»:
«Мы попали в эпицентр кампаний по сносу киосков. В частности, наши предприятия могли в одночасье лишиться около ста торговых точек. Длительное время нас никто не хотел слышать. Потом нас поддержало УФАС, которое признало действия городской администрации незаконными. Но сегодня мы вновь получили 20 исков на снос киосков «в связи с окончанием сроков аренды». Давление продолжается.
В результате этой нескончаемой эпопеи мы помяли, что газетные киоски абсолютно не защищены от любого произвола со стороны местных властей. И если сегодня игроки рынка печатных СМИ не консолидируются, всем нам грозит неутешительная участь. Ведь давно замечено, что с уходом реализации периодики в супермаркеты уровень продаж печатной продукции падает. Ничто не в состоянии заменить специализированные точки по торговле печатной продукцией.
В связи с этим мы предлагаем внести на рассмотрение в Государственную Думу пакет предложений по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Гильдия издателей периодической печати (ГИПП), Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) и другие издатели должны поддержать распространителей, выработать вместе предложения, которые нужно внести в законодательство и вынести их на обсуждение. Сделать это нужно как можно скорее, пока еще есть торговые точки, так как в регионах они исчезают довольно стремительно».
Сергей Ченцов, генеральный директор «Апрель-Логистик»:
«Вопрос существования киосковых сетей сегодня целиком и полностью находится в компетенции муниципальных властей. Они, в свою очередь, зачастую закрывают объекты печати, решая свои текущие проблемы и не принимая во внимание государственных интересов и интересов отраслей издания и распространения печатной продукции.
В Екатеринбурге нам удалось сохранить все точки продаж прессы (хотя при этом за последние два года мы не получили ни одного нового). Но это произошло не благодаря законодательству, а только потому, что местная власть не менялась последние 12 лет, 10 из которых мы взаимодействуем с ней и делаем общее дело. В других регионах, где власть часто меняется, наладить с ней контакт сложнее.
Необходимо совершенствовать Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В нем киоски печати относят к «временным торговым объектам». И если для начала нам удастся провести через Госдуму выделение киосков прессы особой строчкой и прописать какие-то послабления для них, связанные с особым порядком выделения и ликвидации, это уже будет существенным шагом на пути вперед.
Что касается увеличения продаж через сети розничной торговли, есть два пути. Первый из них - «продвинутый» - это создание системы продаж, опирающейся на решения в области IT, таких как дисконтная и бонусная системы, программа персонификации покупателей, то есть то, что делается в крупных магазинах.
Второй путь - это создание «идеального продавца». Ведь киоскер - это основное звено, от которого зависят все наши продажи. Тут возникает еще один вопрос: часто киоски закрываются из-за отсутствия рабочего персонала, согласного работать за столь низкую заработную плату. Надо бы всем понять, что если мы хотим повышения объемов продаж и мотивации у продавцов работать, нужно думать о разрешении и увеличении ассортимента сопутствующего товара. Без него мы не сможем обеспечить необходимый товарооборот и, следовательно, достойную зарплату киоскерам».
Вячеслав Керов, председатель правления НП «НСРП «Союзпечать», президент НП «Клуб менеджеров по распространению прессы» (КМРП):
«В последнее время к Москве появилось большое количество киосков, которые наряду со скудным ассортиментом печатной продукции где-то с краю торгуют всем подряд - слабоалкогольными напитками, соками, чипсами и т.д. В таких объектах часто пожелтевшие от времени журналы лежат где-то в сторонке, сообщая о том, что киоск якобы «торгует прессой», благодаря чему его хозяева получили какие-то преференции. Но продажи прессы от этого не растут. Зато создается видимость увеличения количества объектов, торгующих прессой.
Еще одна тенденция - снижение интереса покупателей к патворкам. И издателям нужно подумать о том, с помощью какой продукции они собираются сохранить объем продаж в денежном эквиваленте печатной продукции в киосках прессы на том же уровне, что был ранее.
Совершенно согласен, что для увеличения продаж нужно уменьшить нагрузку налогообложения отрасли. Подобные вопросы нужно решать сообща. Но, к сожалению, многие издатели занимают пассивную позицию. А ведь издательский и распространительский бизнес зависят друг от друга, и потому должны объединять усилия в лоббировании общих интересов. В идеале наш бизнес должен стать издательско-распространительским».
Сергей Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь»:
«Падение рынка традиционной прессы - газет и журналов - в результатах продаж, как минимум, остановилось. Возможно, даже наметился некий рост. На рынке продаж патворков наблюдается стагнация или даже отрицательная динамика.
Издатели зачастую выступают против продажи сопутствующего товара в точках распространения периодической печати. Однако он дает возможность сети выживать и развиваться, благодаря чему сеть имеет возможность открывать новые точки продаж, в том числе и прессы. И над этим стоит задуматься.
Основные трудности отрасли распространения - отсутствие единых правил игры и должной защищенности распространителя со стороны государства. Существенна для рынка и проблема высокого НДС, который составляет 18% на услуги подписки. В то время как в Евросоюзе сокращают НДС на прессу, в России обсуждают, как его поднять.
Решить все эти проблемы можно только одним методом: если издатели выйдут на правительство и достаточно серьезно поставят вопрос о существовании отрасли. Самих киосковых распространителей никто слушать не станет, власть реально может прислушаться только к голосу издателя. Другое дело, готовы ли сами издатели на этот шаг. Может, кто-то и готов, но у него не хватает «веса». У кого-то, напротив, веса, может, и хватает, но он не считает это важным, а когда посчитает, может быть уже поздно».
Источник: Журнал «Новости СМИ», №21(355) от 5 ноября 2012 г.