— Софья Борисовна, хотелось бы поговорить с вами на тему разгосударствления (очень сложно это слово с первого раза выговорить…) СМИ. На недавнем круглом столе, организованном «Экспертом» и «Парламентской газетой» и посвященном главным болячкам нашей отрасли, эта тема, несмотря на свою остроту, была затронута как-то вскользь… Давайте обсудим ее отдельно. Процесс разгосударствления печатных СМИ в регионах уже начался?
— Конечно! Я года четыре назад была на одном совещании в ФАПМК, у Сеславинского (Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям — прим. PlanetaSMI.RU). Совещание было достаточно узкое. Сидел тогда рядом со мной представитель Роскомнадзора. И он сказал: «Вот вы говорите про какие-то 70 тысяч газет, которые выходят в России; а я считаю, что в каждом регионе должна быть одна газета, один телеканал и одно радио. И хватит». Не могу сказать, что тогда его слова вызвали большое возмущение. Люди как-то послушали и всё…
Понимаете, традиция государственных СМИ у нас очень давняя, еще с царских времен. Потом советская власть. Потом было несколько периодов оттепелей. Хрущевская, например. И даже период Медведева можно назвать оттепелью. С ним в этом смысле было гораздо проще работать, потому что Медведев действительно считал, что пресса должна быть разная, и что она в меньшей степени должна быть государственная. И не только потому, что из одного лишь федерального бюджета 70 с лишним миллиардов уходит на поддержку прессы.
— Но у нас есть и система поддержки негосударственных СМИ — посредством грантов.
— Государственные издания получают в разы больше, чем независимые по тендерам. А чаще всего независимые вообще ничего не получают.
— От этого лучше населению, или хуже?
— А вот смотрите. Идет, например, в разных изданиях информация о том, что губернатор провел мероприятие, побывал там-то и там-то. В каждом СМИ — своя позиция. И если их собрать воедино, то из этой мозаики у человека думающего складывается общая картина. Ведь и мы с вами не пользуемся только одним источником информации. Потому что только таким образом формируем понимание того, что же на самом деле произошло. А в большинстве региональных газет такого сейчас нет. Не хочу обидеть федеральную прессу, но и в ней, к сожалению, ангажированности выше головы. Я не могу вам назвать ни одного издания, которое было бы вообще абсолютно самостоятельным, имело бы свою позицию и отставало бы свою точку зрения. Даже моя любимая «Новая газета», которая вытаскивает на свет совершенно неожиданные факты, принадлежит собственнику — Лебедеву. И не было бы Лебедева, наверное, сложнее было бы Диме (Дмитрию Муратову, основателю и главному редактор «Новой газеты» — прим. PlanetaSMI.RU) выпускать газету. В Москве, какую газету ни возьмите, сразу видно под кем она. А в регионах такого нет. Там эта форточка осталась. Там еще есть частные, независимые газеты. Конечно, они не совсем независимые, от кого-то они все-таки зависят. Хотя бы от собственного коллектива, если это закрытое акционерное общество. Но тем не менее. И там, на местах, есть возможность, как мы говорим — выйти на площадь и громко крикнуть. Другое дело — какая на это будет реакция... Вот, например, с «Красноярским рабочим», очень хорошей газетой, произошла такая одиозная ситуация.
— Расскажите.
— Александр Лебедь (бывший губернатор Красноярского края — прим. PlanetaSMI.RU) считал, что «Красноярский рабочий» должен быть газетой администрации и никак иначе. Но коллектив издания право независимости отстоял. И сейчас он вообще не имеет доступа к власти. А ведь это — главная газета края! Правда, и выходит она теперь очень маленьким тиражом — 15-17 тысяч экземпляров, что я считаю, недостаточно. А когда-то тираж был 170 тысяч.
Но зато в регионе выходит газета «Наш красноярский край», тираж которой — а это 150 тысяч экземпляров — большей частью бесплатно раздается. Вот это и есть газета местной администрации, которая призвана доносить до жителей точку зрения и решения власти в том виде, как это выгодно власти.
— Так в чем же здесь несправедливость?
— Вот если бы «Наш красноярский край» не просто так получал деньги, а выиграл тендер и получил грант, если бы этот тендер был прозрачный, то сразу стало бы видно, что один получает все, а другой — ничего. Грантовая система — единственная реальная возможность поддержать газету. Но, к сожалению, в Красноярском крае эта практика присутствует в искаженном виде.
— Видимо, это один из механизмов не дать развиться неугодному СМИ…
— Редакция «Красноярского рабочего» находится в здании, где сидят только государственные СМИ. Независимый он там один. Так вот, буквально недавно издание получило письмо, в котором сказано, что для «Красноярского рабочего» арендная плата с 2013 года повышается на 25%. У других же изданий она остается на прежнем уровне. Вот вам пример неравных условий. Нельзя в такие условия ставить газеты! Нельзя! Ведь в «Красноярском рабочем» можно увидеть то, чего никогда не увидишь в другом издании края.
— Вся эта ситуация смахивает просто на чиновничью недальновидность и политическую неграмотность…
— Обижаете (улыбается).
— Давайте вернемся к государственной прессе. Она вообще нужна в современном обществе?
— Газет должно быть много. И пусть их будет много. На каждый срез читательской аудитории должн о быть свое издание. А если губернатор или администрация хотят донести свои решения и действия до населения, то пусть выпускают бюллетени. Это будет гораздо дешевле, чем вкладываться в газеты, которые потом просто валяются на улицах.
— Имея бюллетень, ты никогда не сможешь сказать, что у тебя есть свое карманное СМИ…
— Не можешь. Но при этом ты все равно имеешь возможность публиковать решения администрации: и в области социальной политики, и в экономике, и по вопросам ЖКХ… Все, что хочешь!
Мы все помним историю, которая не так давно произошла в воронежской газете «Коммуна» . Теперь же нам рассказывают, что в Воронеже со СМИ все хорошо… Да как там может быть все хорошо, когда региональная журналистика потеряла одного из лучших главных редакторов?! Теперь Жихарев Виталий Иванович (бывший главный редактор газеты «Коммуна» г. Воронеж — прим. PlanetaSMI.RU) возглавляет писательскую организацию — региональное отделение Союза писателей России. Потому что это талантище от Бога! А «Коммуна» тихо-тихо загибается. Главный редактор этой газеты для того, чтобы попасть на прием к пресс-секретарю Гордеева (Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области — прим. PlanetaSMI.RU), должен писать запрос за месяц. Что же говорить про губернатора? И это – независимая газета! Вот мы с вами опять возвращается к тому, что издания находятся в неравных условиях! И вот почему нужны эти 36 районных и городских газет, где, между прочим, работают умные профессиональные люди , которые все понимают, но ничего не могут поделать.
— Какие 36…?
— …районных газет в Воронежской области. Которые регулярно получают из Департамента печати указания куда и что ставить: где был Гордеев, как он встречался с доярками, вот он в халате, вот он без халата… И это все должно идти в печать обязательно! На первой полосе! Ну, разве это дело? Вот вам и государственная пресса.
— А положительные примеры взаимодействия чиновников и государственных изданий на местах есть?
— Есть. Вот, например, газета «Наше время» в Ростове-на-Дону, главный редактор которой — Вера Южанская. Да ее губернатор, Голубев Василий Юрьевич, просто превозносит! Хотя «Наше время» — очень острая, резкая газета, которая не пройдет мимо нарушения. Но Голубев приспособился.
— Эту фразу — «губернатор приспособился» — даже как-то странно слышать.
— (улыбается) Ну да — приспособился. А что он может сделать? Веру Николаевну даже уговорили стать председателем местного отделения Союза журналистов…
— Эта ситуация, по-моему, почти идеально подходит под формулировку «четвертая власть», когда губернатор и издание прислушиваются друг к другу.
— Да-да. На одном официальном празднике нашу Веру Николаевну даже орденом наградили. Мы очень гордимся этим (смеется).
— Ну, раз есть такие положительные примеры, значит не все плохо. Давайте вернемся к главной теме беседы — рас-гор-с… Простите, выговорить не могу — не простое слово.
— (говорит по слогам) Раз-го-су-дар-ствле-ни-я. Выучите.
— Постараюсь. И тем не менее…
— Последние три года мы работаем в этом направлении очень серьезно. «АРС-ПРЕСС» получила президентские гранты на проведение практических мероприятий для региональных издателей на тему «Как встать на наги и стать самостоятельным». Я считаю так: хочешь быть самостоятельным — ищи варианты.
— А удачные примеры есть?
— Например, Сашенька Теребунова, наш председатель правления (Александра Теребунова, директор ООО «Издательство “Околица”», г. Краснодар — прим. PlanetaSMI.RU). Она была одним из самых влиятельных людей в Краснодарском крае, возглавляла «Периодику Кубани», а это — 42 районные и городские газеты, являлась председателем Союза журналистов. Потом в администрации Ткачева (Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края — прим. PlanetaSMI.RU) решили сменить руководство издания. Однако, еще до этого Александра Теребунова создала газету «Околица». Газета получилась очень хорошей. Буквально сразу же читатели начали заваливать ее письмами. Теперь же «Околица» — это не просто прибыльная газета, а издание, которое позволило создать первоначальный капитал. Все кончилось тем, что Александра Теребунова — директор не одного издания, а целого независимого издательства.
— Действительно, пример показательный.
— Главное: если хочешь быть независимым — будь им. Нет безвыходных ситуаций. От роли личности в истории всегда зависело многое.
Или вот еще пример — у Вячеслава Белоусова в Северодвинске 22 газеты! (Вячеслав Белоусов, генеральный директор издательства «Северная неделя», г.Северодвинск — прим. PlanetaSMI.RU). И все — по интересам. А распространение изданий идет не только в архангельской области, но и по всей России.
— Но он никогда и не был государственным...
— Я говорю о том, что если захотеть, значит добиться можно! Даже Куприянов (Александр Куприянов, главный редактор газеты «Вечерняя Москва» — прим. PlanetaSMI.RU), когда мы все вместе встречались на семинаре в Волгограде, задавал вопрос Белоусову: «Ну как вы этого добиваетесь!» Вы можете себе это представить? А ведь Куприянов — журналист от Бога.
— Софья Борисовна, есть ли статистика — сколько сейчас государственных печатных СМИ в России?
— Говорят, что 80% изданий существует с участием государства. Например, в выходных данных газеты может быть указано: учредителями являются трудовой коллектив и администрация. Однако на самом деле администрация не дает ни рубля. Таких примеров множество. Это почти все районные и городские издания.
— Из этих 80% сколько уже отошло от государства?
— А их не отпускают.
— Как это?...
— Жень, ну как глава районной администрации останется без газеты? (улыбается). Он говорит: «Нет!». И пускается в разные махинации, например, с арендой. А у муниципальных газет ведь в собственности ничего и нет. Даже карандаша своего нет. Хотя зарабатывают они много. Просто прибыль идет не в их карман. У них фактически в собственности ни компьютера своего, ни машины. Хотя ими все это куплено за собственные деньги. Но — через общую кассу.
— Получается, что если хочешь уходить — уходи голышом?
— Голышом — хоть сейчас. И то не всегда. Потому что, если газета популярная, то зачем же ее отпускать?
— И что редакциям делать в такой ситуации?
— С властью нужно договариваться. Особенно, если это в интересах читателя. С ней нельзя бороться, с ней надо только работать.
— Софья Борисовна, а если говорить о проблемах региональных СМИ в целом, то какие из них самые актуальные?
— Самая большая — это доставка.
— Почтовая?
— Конечно. До читателя. Сейчас новое руководство Минкомсвязи предлагает подписку отделить от доставки, что в результате приведет к повышению затрат на ее организацию для издателей.
— А что именно предлагается?
— Чтобы издатели оплачивали доставку тиражей до газетно-журнальных узлов.
— Это где указано? Законопроект был?
— Нет, это просто статья была. Мы недавно на эту тему говорили с Александром Владимировичем Оськиным(председателем правления АРПП — прим. PlanetaSMI.RU), так он поддержал инициативу Минсвязи, которое, кстати, говорит, что у них вообще некому подпиской заниматься. Вот и получается, что на рынке полно недоговоренностей. Даже с уважаемой АРПП. А ведь все связано. Если издатель делает хорошую газету, выпускает нормальный тираж, а она не доставляется до подписчика и не продается, потому что в регионах киоски сносят, то как же ему быть? Нельзя допускать, чтобы хоть одно звено в этой цепи разорвалось.
— А почему нет взаимопонимания?
— Потому что каждый, к сожалению, занят своим делом. Вот отсюда и пробелы в общении… Но мы все-таки дружим. И мы должны объединиться, хотя бы для того, чтобы каким-то образом воздействовать на власть. Чтобы донести наши проблемы хотя бы до Митрофанова (Алексей Митрофанов, председатель Комитета Госдумы по СМИ — прим. PlanetaSMI.RU). Но я сама не представляю пока, как это можно сделать…
— Судя по всему, это сделать будет сложно. Вон, Валерий Фадеев хотел пригласить Митрофанова на круглый стол по проблемам рынка в «Парламентскую газету». И не получилось. Сказал, что за две недели так и не смог до него дозвониться.
— Эта ситуация просто удивительна! Вот понимаете: исполнительная власть не так активно идет нам на встречу, как того хотелось бы. В этой связи мы большие надежды возлагаем на Алексея Волина (заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ — прим. PlanetaSMI.RU). Он хотя бы четко понимает чем, например, печатная газета отличается от интернет-издания.
— Ну, вот мы с вами и до Интернета добрались. Софья Борисовна, заключительный вопрос: что будет с печатными СМИ с учетом развития цифровых медиа?
— Да ничего. Интерес к Интернету угасает. Интернет важен только тем, кому нужно оперативно получить информацию. А того, что дает газета — осмысления факта — нет и никогда не будет в Интернете.
— Получается, что Интернет — это просто огромное информационное агентство?
— Обратите внимание: Швеция и Япония — самые высокоразвитые в этом плане страны, — уже начали возвращаться к печати. А в Финляндии, например, в образовании активно используются печатные медиа. В России, кстати, тоже: Вера Южанская в Ростове-на-Дону это практикует.
В прежние времена была одна популярна песня про журналистов:
«Человек над картою затих,
И его по-дружески поймешь:
Сердцем он уже давно в пути —
Новый день, куда ты приведешь?»…
Герой песни — журналист — и с радистом слушал вьюгу, и поле мерил с агрономом…:
«И о том, что дал рекорд шахтер,
Что пилот забрался выше звезд,
Раньше всех расскажет репортер…»
Вы можете себе представить интернетчика, который так же все это прочувствует? Все потрогает собственными руками?
А я все это прошла. Я была и в шахте, и в море, и в спасательном вертолете. И я знаю, каким образом надо написать так, чтобы читатель моей статьи представил себя на моем месте. Это и будет настоящее. И как на фоне такой журналистики выглядит Интернет? (улыбается)
— А вы сами откуда информацию черпаете?
— Я начинаю день с Интернета. Смотрю, читаю, сопоставляю. Все это необходимо. Но для того, чтобы осмыслить происходящее, я покупаю множество газет: от «Ведомостей» до «Вечерней Москвы». Потому что есть темы, которые надо осмысливать, к ним нужно возвращаться… А в Интернете я просто пробегаюсь по заголовкам.
— Но такое отношение к тексту характерно только для человека мыслящего…
— Для любого! Как может быть журналист не мыслящий?!
— Я не про журналиста говорю, а про читателя. Если человек готов осмысливать — он пойдет за газетой, а если нет…
— Так мы и должны вернуть его к пониманию необходимости осмысления! Это же беда, когда люди перестают читать книги. Тот же Куприянов рассказывал, что он не может читать классику на этой… как она называется? Книжка механическая…
— Ридер. Но одно дело Куприянов, вы и я. И совсем другое — молодежь. Она может. Но не хочет.
— А молодежь надо заинтересовать. Хоть одной маленькой заметкой из газеты. Нужно найти тему, которая бы тронула ребенка. Вот, например, сейчас очень актуальна тема догхантеров. Это же так страшно для подростка. Вот и возьмите одну маленькую заметочку на эту тему, дайте ему прочитать, обсудите, предложите поднять вопрос в классе, организовать ребят… Вот так, понемногу, вы будете не только учить ребенка добру, но и прививать к газете, к чтению, к осмыслению.
Если не умеешь мыслить, то тогда кто же ты такой есть? Самый замечательный интернетчик? (смеется). А вы как считаете — в будущем останется только Интернет и больше ничего?
— Нет, я так не считаю, и совершенно с вами в этом вопросе согласна…
— Вот я бы к вашему интернет-изданию обязательно делала еще и бумажное.
— Софья Борисовна, вы же знаете — несколько лет назад мы выпускали печатный отраслевой проект —«Курьер печати». Смешно сказать — издатели, которые борются за возрождение интереса к печати и чтению, сами журнал пытались получить только бесплатно.
— Нет, я считаю, что журнал надо обязательно возрождать! Именно об этом мы с вами сейчас и говорим. Вся наша работа направлена на то, чтобы без печати жить стало невозможно.
В Интернете, повторяю, только факты. А передать жизнь по-настоящему может только печатное издание.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU