Иногда газету называют бульварной, иногда общественно-политической. А на самом деле это массовая, информационно-развлекательная газета хорошего качества и с очень хорошим продаваемым тиражом. Но как нас удивляет «Комсомолка» каждый день, с такой же интенсивностью нас удивляет и власть. Это касается, в частности, довольно-таки странного закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - документа плохо продуманного и в значительной степени «бумажного» (вспомним афоризм Мао Дзэдуна о «бумажных тиграх»). Теперь вот, исполняя принятый закон, уже орган исполнительной власти взялся за проработку невнятных или непрописанных положений в этом законе. И прежде всего за разъяснение понятия «общественно-политическое издание». Но сначала цитата (формулировка Экспертной комиссии Роскомнадзора):
«Издание, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического характера, это периодическое печатное издание или сетевое издание, преимущественное содержание которого составляет информация, освещающая актуальные социально-значимые вопросы и события общественной, политической, экономической, культурной жизни Российской Федерации, других стран, в том числе проблем внутренней, внешней или международной политики, путем публикации новостей, статей, мнений, интервью, критических, сатирических материалов, обзорной, аналитической, статистической и (или) иной информации по какой-либо из указанной тем.
Не может считаться изданием общественно-политического характера периодическое печатное или сетевое издание, специализирующееся на сообщениях и материалах рекламного, эротического, досугово-развлекательного и научно-популярного характера, либо предназначенное преимущественно для детей.
Для признания периодического печатного или сетевого издания изданием, специализирующимся на распространении информации общественно-политического характера, необходимо, чтобы объем публикаций по указанным темам составлял большую часть общего объема без учета рекламы».
Все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно. Начну с того, что в развитых странах, а имя им – легион, нет такого понятия, как «общественно-политическое издание». Встретишь подобные подходы разве что в Северной Корее, Китае и на Кубе. В цивилизованном мире есть свободный рынок информации, и на этом рынке все издания равны как перед законом, так и перед потребителем.
Нам же Роскомнадзор дает четкие инструменты определения общественно-политической зрелости печатного СМИ. Дескать, если у вас политики больше, чем 50% объема газеты, то вы – издание полезное, т.е. общественно-политическое. А если меньше 50%, скажем, 49,5%, то, извиняйте, второй сорт. А пресса с политикой менее 30% - это, наверное, третий сорт, т.е. отстой.
Подобная градация как печатных, так и электронных СМИ, на мой взгляд, является отрыжкой тоталитарного мышления, отголоском существовавшей у нас социалистической системы. Что называется, дракон убит, но его драконята живут и процветают.
Напомню, что во Франции, где правительство обеспечивает бесплатной подпиской всю молодежь, достигшую 18 лет, в список бесплатных изданий входит более 80 газет и журналов. И среди них есть самая широкая палитра информационных материалов – и спорт, и увлечения, и др. И ни одно из них, если считать по процентам, нельзя отнести к общественно-политическим изданиям Французской Республики. И вот все это безобразие не просто свободно циркулирует в стране, но и пользуется поддержкой властей: на печать выделяется до 1 миллиарда евро в год, включая все СМИ и всю систему распространения.
Видимо, французы что-то недодумали. Надо бы нашим парламентариям и руководителям Роскомнадзора слетать в Париж и просветить французов, отставших от главного тренда современной политики: разделять, не пущать и запрещать. То-то «лягушатники» обрадуются.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/)