Поводом к обсуждению стала статья "Куда исчезают газеты?, опубликованная 15 ноября в "АиФ-Петербург". По мнению автора материала Елены Данилевич, корень проблемы - в несовершенной системе распространения печатной продукции. Но не только в ней. Главная беда в том, что правительство до сих пор не выработало внятной позиции относительно поддержки печатных СМИ.
В последнее время в отрасли все чаще и чаще звучит недовольство политикой городских властей, вытесняющих киоски с печатной продукцией. Владельцам точек отказываются продлевать договоры аренды, возмущаются издатели. "За прессой читателей отправляют в гипермаркеты, - отмечает заместитель главного редактора федерального "АиФ" Игорь Никифоров. - Но никто не пойдет специально в гипермаркеты за газетами и журналами. Кроме того, и самой газете надо доплачивать за присутствие в сетях гипермаркетов". Возмутившись сложившейся ситуацией, депутат петербургского ЗакСа от фракции "Справедливая Россия" Марина Шишкина намерена выступить с законопроектом о возвращении киосков в город.
Пишите письма
Впрочем, расходы издательств растут не только при переходе в сети гипермаркетов, но и при сотрудничестве с "Почтой России". Как известно, региональные издатели уже написали открытое письмо Аркадию Дворковичу и Николаю Никифорову, где обрисовали плачевную ситуацию, сложившуюся с доставкой прессы силами "Почты России".
Теперь и издатели обеих столиц решили инициировать решение проблемы на законодательном уровне. "Главные редактора в Москве обещают поддержать эту инициативу, чтобы она дошла до Госдумы и приняла форму закона, - отмечает Игорь Никифоров. – Они обратили внимание Путина на проблему. Президент поручил своему заместителю Алексею Громову изучить ситуацию. Ведь "Почте России" каждый год дают свыше 3 млн. рублей только в виде дотаций на распространение прессы. Они говорят, что этого мало и требуют денег от издателей. Но что плохого в том, чтобы издателям просить у государства денег на то, чтобы прививать интерес к чтению газет? ".
Как замечает Никифоров, большая часть подписчиков на газеты и журналы живет в отдаленных регионах России, где темпы интернетизации гораздо ниже, чем в столичных городах. Именно поэтому основными источниками информации остаются традиционные СМИ, подчеркивает он.
Сухая статистика
Гендиректор петербургского бюро "АиФ" Светлана Малахова сообщила участникам дискуссии данные, предоставленные федеральным отделением издательского дома. "85,4% граждан России крайне негативно восприняли бы ситуацию, при которой печатная продукция перестанет выходить". Остальные респондент отмечают - "ничего страшного в этом бы не было, так для потребления информации можно использовать другие носители", приводит данные Малахова.
Исследование TNS, который представил гендиректор центра Михаил Попонов, показывает, что "пресса по-прежнему остается наиболее охватным носителем информации". 80% взрослых жителей Санкт-Петербурга читают прессу хотя бы раз в месяц, отмечает он. При этом эксперт отметил и другую тенденцию - охват аудитории прессой по стране за последнее время снизился на 10%".
Впрочем, согласно данным TNS, аудитория, в основном, потребляет не качественную прессу, а ТВ-гиды. Вслед за ними по популярности следуют женские издания, еженедельники, бесплатная пресса и специализированные издания. Также заметно за прошедшие года снизилась аудитория у "классифайдов" (газеты, наполненные маленькими объявлениями, например "Из рук в руки" или "Шанс").
"Несмотря на то, что аудитория печатных СМИ снижается, пресса по-прежнему остается наиболее популярным носителем информации, - подбодрил издателей Попонов. - Лидеры рынка прессы сопоставимы по охвату с крупнейшими телеканалами, радиостанциями и интернет-площадками".
От формы к содержанию
Участники встречи отметили – поддержка СМИ необходима, так продукция печатных СМИ имеет социальную значимость. "Газета – это интеллектуальный продукт, - заявил Игорь Никифоров. - А его сейчас не так уж и много. И если наша власть думает о будущих поколениях, она должна заботиться о производстве и распространении этого интеллектуального продукта".
"Коллеги, ведь мы не занимаемся производством бумаги с буквами, мы производим контент, - отметил главный редактор петербургского "Коммерсанта" Андрей Ершов. - Если читателю удобнее потреблять информацию в интернете – это забота издателей, а не главных редакторов. Да, в Европе читают по утрам газеты. Будет и у нас интересная пресса – будут и у нас ее читать. Так что, если у прессы будет интересный контент, то на нее будут подписываться, если негде будет покупать", - добавляет он. "Ну, да, на "КоммерсантЪ" будут подписываться", - послышались горестные замечания в рядах участников дискуссии, вероятно, не придерживающихся столь оптимистичной позиции в отношении собственных СМИ.
Подводя итоги встречи, исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Марина Давыдова заметила, что с инициативой поддержки издателей может выступить их организация. "Но издатели должны ее поддерживать, а не говорить, что это не входит в рамки их редакционной политики", - подчеркнула она.
Дарья Фазлетдинова
Источник: KP.Ru