С начала нынешнего года коммерческие службы и курьерские сервисы доставили внутри России 55 млн посылок из интернет-магазинов. Такие данные получили в Национальной ассоциации дистанционной торговли, исследовав показатели 400 интернет-магазинов и 100 служб доставки во всех регионах страны. Это на 3 млн больше прошлогоднего количества внутрироссийских посылок «Почты России». В 2009 году, когда ассоциация проводила аналогичный опрос, доля почтовой доставки составляла 95%.
— По нашим данным, за последние три года «Почта России» потеряла 40% рынка доставки отправлений от e-commerce, — говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Он отмечает, что вновь появляющиеся российские интернет-магазины вынуждены сужать географию своего бизнеса до одного региона, чтобы иметь возможность оперативно доставлять продукцию с помощью собственных курьеров, а также открывать пункты выдачи товаров или сотрудничать с коммерческими службами доставки. По словам Александра Иванова, такой подход не способствует появлению большого числа новых клиентов у интернет-магазина, но позволяет сохранить достаточное количество постоянных заказчиков.
— Доля «Почты России» действительно упала в последние три года, — говорит генеральный директор «Молоток.ру» Игорь Тарасенко. — Это произошло из-за бурного роста электронной коммерции, которая, как правило, работает с альтернативными доставщиками. Чтобы изменить тенденцию, компании нужно предложить что-то для e-commerce.
По его словам, похожая ситуация сейчас у американских почтовых служб Fedex и UPS. Они стремительно теряют рынок из-за новых запросов и требований к качеству, сформированных е-commerce. Эти компании нашли выход в том, чтобы предлагать клиентам доставку внутри региона в день заказа.
— Времена тяжелых трейлеров, курсирующих по стране, в США проходят. Будущее за скоростными доставками на короткие дистанции, которые обеспечивает курьерская служба. Даже Google собирается создавать свою курьерскую службу, которая будет доставлять товары день в день, — говорит Тарасенко.
Он отметил, что «Молоток.ру» ровно 50% своих посылок клиентам отправляет через альтернативные службы доставки. Отказываться от услуг национальной почтовой службы в компании не намерены — она более дешевая и единственная может доставить заказ в некоторые регионы страны.
— В других странах ситуация такая: бизнесмен может рассчитывать на основную почтовую службу страны, когда вопрос касается наиболее бюджетных способов доставки. USPS, Royal Mail, Canada Post и другие вполне хорошо выполняют свои функции. Хорошо в данном случае — это предсказуемо, — говорит генеральный директор компании Essential Commerce Аркадий Сандлер. В России большую часть доставки Essential Commerce поручает альтернативным службам.
Впрочем, не все представители российского рынка электронной торговли склонны винить в задержках почтовую службу. По их словам, при доставке из-за рубежа товар очень много времени проводит на таможне.
— Мы даем клиентам возможность выбрать способ доставки: дешевле, но медленнее, или дороже, но быстрее. Подавляющее большинство клиентов выбирают первое, стараются экономить. Из-за медленной работы таможни от задержек не застрахована ни одна компания и почтовая служба, — говорит глава представительства Bay.ru в России и СНГ Максим Андрюхин.
— Число клиентов e-commerce только растет, так же, как и объемы почтовых отправлений. Почта осуществляет доставку заказов не только посылками, но и бандеролями (книги), а также экспреcc-почтой EMS. Всеми этими видами отправлений активно пользуются интернет-магазины, — сообщила «Известиям» руководитель департамента по работе с регионами ФГУП «Почта России» Ольга Иванова. По ее словам, корпоративные клиенты организации не снизили объемов пересылок — компания Otto за последние 10 месяцев увеличила их количество, а Yves Rocher cохраняет прошлогодние показатели.
Из новых сервисов, которые должны привлечь интернет-бизнесменов к сотрудничеству с почтой, Иванова назвала: доставку почтовых отправлений на дом получателям, получение отправлений через почтоматы, SMS-информирование получателей и отправителей.
По мнению источника «Известий» в «Почте России», Национальная ассоциация дистанционной торговли в своих подсчетах неправильно квалифицировала все заказы интернет-магазинов как посылки — по стандартам почты большая их часть является бандеролями. А бандеролей и писем «Почта России» внутри страны в 2011 году переслала 1,5 млрд (данных отдельно по бандеролям компания не объявляла).
По данным отчетов ФГУП «Почта России», эта организация в последние годы доставляет примерно одинаковое число посылок (2010 год — 48 млн штук, 2011 год — 52 млн штук).
Анна Лялякина
Источник: Izvestia.ru