Отчётная конференция АРПП о прессе и табаке

На состоявшейся 22 ноября с.г. отчётной конференции АРПП с докладом выступил президент Ассоциации Д.В. Мартынов, который проанализировал текущее состояние российского рынка печатных СМИ, отметил тенденции, свойственные развитию ситуации в различных секторах распространения периодики, кратко сформулировал круг проблем, с которым сталкивается медиаотрасль в эпоху цифровой революции, наметил задачи АРПП на ближайший период.

Участники конференции

На издательском направлении, сказал Д.В. Мартынов, происходит падение численности традиционной прессы, хотя в стоимостном выражении рынок печатной продукции имеет положительную динамику за счёт роста цен и восстановления в определённой степени рынка рекламы. Сегмент подписки более стабилен по тиражам.

Сетевая торговля в течение последних лет активно развивалась и на данный момент достигла того уровня, когда  оказывает существенное влияние на всю организацию торговли не только в Москве, но и во всех крупных городах России.

Если экономика России будет развиваться по инновационному сценарию, то к 2020 г. доля современных форматов розничной торговли, в том числе супермаркетов, гипермаркетов, торговых центров и магазинов шаговой доступности, в стране увеличится с 35 до 70%.

Среди проблем, негативно влияющих на нормальное функционирование сферы розничного распространения периодики, серьёзную озабоченность вызывает продолжающийся процесс повсеместной ликвидации киосков прессы. В целом по России за последние два года их численность сократилась с 42 тысяч до 31 тысячи.  Следует откровенно признать, подчеркнул докладчик, что попытки радикально изменить  ситуацию в этом сегменте рынка пока не удаются не только АРПП, но и федеральным ведомствам, т. е. ни Минсвязи, ни ФАПМК.

Вместе с тем, вопрос о количестве объектов прессы важен, но отнюдь не отменяет проблему ассортимента и рентабельности. Известно, что продажа одной только прессы не позволяет поддерживать минимальный уровень рентабельности.

Расширить ассортиментный перечень можно было бы за счёт других трафикообразующих товаров. В частности, речь идёт о табачной продукции, которая более 100 лет привлекает дополнительных покупателей в киоски прессы. Помимо этого существуют и доходообразующие товары, способные повысить рентабельность розницы. В этих целях представляется целесообразным включить в ассортимент отдельные виды безрецептурных лекарственных средств и санитарно-гигиенических товаров.

О непростых отношениях издателей и распространителей с местными органами власти хорошо известно. Причём инициаторами всякого рода осложнений во взаимодействии, как правило, выступают властные структуры. Подтверждением этому может служить факт, озвученный на совещании представителей столичной розницы в марте текущего года в АРПП. Участники совещания говорили, что в течение 2011 года в Москве удалось не только сохранить все формы торговли печатной продукцией, но и добиться увеличения числа торговых объектов прессы. Всё это стало возможным благодаря политической воле руководства Москвы и поддержке отрасли со стороны вице-мэра А.Н. Горбенко и Департамента СМИ и рекламы. Однако  сразу же после завершения президентских выборов в различных управах города чиновники фактически развернули «военные действия» против киосков, распространяющих печатную продукцию.

Участники конференции

Далее Д.В. Мартынов остановился на неправомерных действиях ОАО «РЖД». В последнее время под давлением железнодорожников ликвидировано более 35 торговых киосков прессы вблизи ряда столичных вокзалов. Вся «вина» этих объектов заключается в том, что они не входят в орбиту предприятий, принадлежащих железнодорожному холдингу.

Подобным образом расчищается площадка для ООО «АРП «Гудок», которое по распоряжению ОАО «РЖД» назначено управляющей компанией единой сети распространения печатной продукции на всех объектах «РЖД». Налицо явное нарушение антимонопольного законодательства, о чём АРПП и сообщила в ФАС с просьбой дать соответствующую правовую оценку.

На этом фоне весьма показателен пример предприятия «Горпечать» города Казани.  В Казани киоски прессы получили от власти в аренду земли на 49 лет. Случай, по сути, уникальный для России. Другим примером такой поддержки служат решения Правительства Республики Татарстан, которое в 2005 и 2009 годах своими постановлениями  значительно расширило перечень товаров, разрешённых к продаже в киосках и павильонах прессы.  

Настойчивость руководства ЗАО «Роспечать-Алтай», поддержка со стороны местной и федеральной прессы, общественных организаций позволили сохранить все 104 киоска этой компании, которые пыталась ликвидировать администрация Барнаула.

Д.В. Мартынов

К позитивным моментам в деятельности АРПП в отчётный период  Д.В. Мартынов отнёс принятие по инициативе Ассоциации решения об объединении усилий общественных объединений по преодолению развития негативных тенденций в сфере производства, издания и распространения традиционных газет, журналов и книг. Ассоциация распространителей печатной продукции, Ассоциация «Балтийская пресса», НП «Национальная сеть распространения прессы» «Союзпечать», Альянс руководителей региональных СМИ, Межрегиональная ассоциация полиграфистов, Альянс независимых региональных издателей, «АРПИ «Сибирь» подписали Декларацию  о сотрудничестве медийных общественных организаций России.

Соглашение о широкомасштабном сотрудничестве, достигнутое между общественными организациями, объединяющими значительную часть компаний, действующих на рынке прессы и книг, следует оценивать как позитивный шаг в направлении  консолидации усилий по оздоровлению отрасли печатной продукции.

В заключении Д.В. Мартынов озвучил некоторые задачи, на решение которых медиасообществу предстоит сосредоточить свои усилия в целях поддержки, сохранения и реформирования рынка распространения периодических изданий в России:

- стратегической задачей издателей и распространителей  является сохранение киосковых сетей на территории всей России;

- необходимо добиваться расширения в торговых объектах прессы ассортимента высокорентабельных товаров и услуг;

- для повышения эффективности продаж следует активнее использовать нестандартные решения,  инновации и креативность;

- добиваться реализации дополнительных мер со стороны издателей, подписных агентств и «Почты России» по поддержке института подписки в стране;

- необходимо консолидированное воздействие медиасообщества на власть в целях укрепления экономики отрасли, прежде всего в области снижения налогообложения и снятия запретов на рекламу в журналах и газетах.

Выступивший в прениях Г.Н. Кудий передал приветствие и пожелания успешной работы участникам конференции от руководства ФАПМК. Он позитивно оценил деятельность АРПП за отчётный период. В частности, он назвал весьма полезной помощь Ассоциации в подготовке ежегодных докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по вопросу ситуации на рынке печатной продукции.

Отвечает интересам отрасли и настойчивость, с которой АРПП ставит перед органами законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней вопросы совершенствования  законодательства в области СМИ, добивается принятия мер по защите от разрушения системы распространения прессы и т.д.

Г.Н. Кудий

Г.Н. Кудий подчеркнул необходимость активизации усилий медиасообщества в целях повышения внимания со стороны государства к прессе, книгам, к проблемам утраты интереса к чтению среди населения.

С.Д. Гаврилов

Генеральный директор ООО «АРПИ» Сибирь», член правления АРПП,  первый вице-президент НП НСРП «Союзпечать» С.Д. Гаврилов поддержал положительные оценки работы АРПП, высказанные Г.Н. Кудием. Особо выделил эффективные действия Ассоциации по защите московского рынка прессы, последовательность в отстаивании интересов отрасли перед властями, высокое качество проводимых два раза в год зарубежных конференций АРПП для представителей медиасообщества.

С.Д. Гаврилов поддержал деятельность Ассоциации по сохранению института подписки, предотвращению монополизации подписного рынка. Призвал продолжать линию на объединение усилий всех общественных организаций отрасли, книжного союза  в целях отстаивания интересов издателей и распространителей газетно-журнальной и книжной продукции.

И.А. Шадрин

В аналогичном ключе выступил первый заместитель генерального директора ЗАО «Коммерсантъ-Пресс», вице-президент АРПП И.А. Шадрин. Он оценил работу правления АРПП как хорошую и эффективную. Призвал коллег повышать личную ответственность каждого члена медиасообщества в борьбе за совершенствование рынка, подчеркнув, что «каждый из нас в отдельности  - это и есть АРПП». И.А. Шадрин предложил проработать вопрос о проведении очередной международной конференции АРПП не в Египте, а в какой-нибудь другой стране.

Своими соображениями относительно возможных последствий принятия так называемого «антитабачного» закона для киосковой розницы поделился главный редактор информпортала «Русский табак» М. Королёв. Лишение киосков прессы возможности торговать трафикообразующим товаром, каковым является табачная продукция, крайне негативно скажется на показателях рентабельности киосковых сетей. Он предложил представителям медиасообщества инициировать внесение в этот законопроект поправок, разрешающих розничным объектам по продаже периодики и книг торговать табаком. При этом такого рода продукция не должна присутствовать на витрине. АРПП в свою очередь должна гарантировать, что члены Ассоциации берут на себя обязательства не продать табачные изделия подросткам.

М. Королёв

М.Королёв предложил направить от имени АРПП в Государственную думу поправки к законопроекту по ограничению табакокурения в части реализации этого продукта в торговых объектах прессы на ограниченных условиях.

А.В. Оськин поддержал предложение М.Королёва. По его словам авторы антитабачного законопроекта  выступают с позиций лицемерия и ханжества. Они по сути лоббируют интересы крупного ритейла, в сторону которого из мелкой розницы будет перенаправлен денежный поток, как пишут в прессе, в размере 2,7 трлн. рублей, а продажа табака не пострадает. Сокращение объёмов легальной табачной продукции в мелкой рознице приведёт к росту контрафакта, дополнительной криминализации торговой сферы, распространению нелегальных продаж табака, сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты, появления различных заменителей в виде курительных смесей сомнительного содержания, включая лёгкие наркотики.

Кроме того, перевод продаж табака в крупный ритейл будет провоцировать создание дополнительных пробок на магистралях крупных городов, т.к. курильщики вместо покупок сигарет в киосках у дома будут на своих машинах ездить в супермаркеты.

С.Б. Дубинская

С.Б. Дубинская с одобрением прокомментировала подписание соглашения о сотрудничестве медийных общественных организаций. Данный акт, заметила она, стал логичным шагом в направлении консолидации издательско-распространительского сообщества, поскольку эти объединения решали и решают сходные задачи, хотя и шли к ним прежде разными тропками. По её словам, необходимо продолжать практику совместных обращений к властям по вопросам, мешающим нормальному функционированию отрасли. Кроме того следует расширять связи в органах власти, т.к. «живые» личные контакты могут принести ожидаемый положительный эффект. 

В.В. Керов

В.В. Керов солидаризировался с высказываниями С.Б. Дубинской по вопросу сотрудничества общественных организаций отрасли. Он перечислил мероприятия, которые в текущем году  с успехом организовали, или в которых участвовали АРПП и НП «НСПР» «Союзпечать». Это относится и к совместной работе наших делегаций на конгрессе «Дистрипресс» в Глазго, и на круглом столе в Саратове,. Столь же согласовано осуществлялась подготовка письма Президенту РФ по проблемам отрасли, а также работа в комиссии «Москомархитектуры» и  т. д. Уверен, подчеркнул В.В. Керов, что на высоком профессиональном уровне пройдут 3-4 декабря с.г. Московский отраслевой форум и Всероссийская конференция распространителей, подготовкой к которым занимаются в настоящее время обе наши организации.

В.В. Керов озвучил также собственную  точку зрения по проблеме антитабачного законопроекта. По его словам, заверения авторов этого документа о снижении в результате предлагаемых мер потребления табачных изделий опровергаются зарубежным опытом. После введения в некоторых странах запрета на продукцию известной табачной компании снизилась официальная статистика приобретения сигарет. Однако с отменой этого запрета прежние показатели их потребления восстановились в прежних размерах. Отсюда вывод – официальная статистика просто не учитывала нелегальной табачной продукции, восполнившей сокращение легальной.

Исполнительный директор ЗАО «Собеседник» С.В. Цыганов дал положительную оценку деятельности АРПП за отчётный период. Подчеркнул высокую значимость ежегодно выпускаемых Д.В. Мартыновым и А.В. Оськиным книг по различным аспектам рынка СМИ. Особо выделил то внимание, которое Ассоциация уделяет будущему закону о почтовой связи. Подчеркнул необходимость сохранения госдотаций почте. Озвучил предложение, согласно которому в 2013 году было бы желательно разработать совместные меры АРПП, подписных агентств, издателей и Почты России по вопросу поддержки института подписки в РФ.

По итогам состоявшихся прений конференция приняла итоговую резолюцию.

Источник: Пресс-служба АРПП