В прошлый четверг, 22 ноября, последствия «антитабачного» закона для киосковой розницы по продажам прессы жарко обсуждался в обеих российских столицах.
Напомним, в настоящее время в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Эксперты прогнозируют: прописанные в нем положения нанесут значительный урон всей мелкой рознице. В частности —статья 18 законопроекта, которая предусматривает запрет на продажу табачных изделий в любых торговых объектах площадью менее 50 кв. м. для городов, и менее 25 кв. м для сельской местности.
«Небольшие сети киосков розничной продажи прессы , в случае принятия так называемого “антитабачного закона”, лишатся заметной статьи доходов и будут вынуждены уйти с рынка», — как передает «БалтИнфо», такое мнение высказал на состоявшемся в Санкт-Петербурге тематическом круглом столе генеральный директор сети «Экспресс–пресса» Вячеслав Зубков. По его словам, в случае принятия закона отдельные сети по продаже прессы, возможно, будут вынуждены сменить профиль, чтобы работать с другим, более доходным, нежели пресса, товаром.
Аналогичные опасения были высказаны в тот же день и на другом профильном мероприятии — проходившей в Москве VIII отчетной конференции Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП).
Председатель правления этой организации Александр Оськин назвал «антитабачный» закон лицемерным и ханжеским. «В нем не идет речи о запрете табака. Идея заключается в том, чтобы перенаправить денежные потоки с мелкой розницы в крупный ритейл. Борьба идет, между прочим, за 2,7 трл рублей. Ради таких денег и уничтожается вся мелкая розница России, и только во имя этого принимается “антитабачный” закон», — указал он.
Оськин привел пример развитых стран Европы, где продажа табака, напротив, в большей степени ориентирована на мелкую розницу. Причина тому проста — «на ходу» человек покупает одну, максимум две пачки сигарет. Закупаясь же в крупном торговом центре он делает «стратегический запас», приобретая сигареты целыми блоками. Соответственно — имеет постоянный доступ к табаку и даже вынуждено не ограничивает себя в курении. Тогда как покупка сигает пачками уменьшает объемы запасов, а, следовательно, снижает интенсивность курения.
Второе на что обратил внимание председатель правления АРПП, это на возможное развитие нелегальных каналов продаж. «Тут же появятся бабушки и таксишники, которые начнут торговать табаком. Какой товар они будут предлагать — еще вопрос. Не исключено, что всякие заменители, включая легкие наркотики», — сделал пугающий прогноз Оськин. А еще он напророчил увеличение трафика на столичных улицах, т.к. теперь курильщики, вместо пешей прогулки до киоска, будут садиться в автомобиль и ехать в супермаркеты.
Озвученные руководителем АРПП идеи поддержал и председатель правления Национальной сети распространения прессы «Союзпечать» Вячеслав Керов. По его словам, для реальной оценки возможных последствий принятия «антитабачного» закона достаточно вспомнить ситуацию начала 90-х, когда в стране также вводились жесткие меры в отношении производителей и продавцов табачных издателей. В результате предпринятых тогда государством мер, официальные продажи табака в России за два года снизились в несколько раз. И ровно настолько же выросли неофициальные.
По словам главного редактора информпортала «Русский табак» Максима Королева, табачная продукция для киосков прессы является хоть и не основной, но все же значимой категорией ассортимента. Ее главная ценность — в постоянном привлечении покупателей. Табак, как трафикообразующий товар, позволяет низкомарженальному распространительскому бизнесу увеличивать продажи основных товарных групп: газет, журналов и книг. И его выведение из ассортимента не только снизит выручку киоскеров, но и грозит значительным снижением реализации объемов печатной продукции. «Что в итоге может привести даже к закрытию некоторых точек. Отрасль печати действительно понесет убытки, а последствия будут более серьезными, чем просто снижение доходов», — сделал вывод главред «Русского табака».
К сожалению Королев не рассказал, насколько значимым для самих табачников является канал продаж в виде киосков прессы. В большей степени он сокрушался: главная претензия к мелкой рознице — в том, что она, якобы, продает сигареты подросткам, однако ни одного исследования или статистических данных на сей счет до сих пор не имеется. «Это скорее эмоциональное заявление. И, наверно, каждый может сказать, что это правда. Ведь что там в киоске и кому продается проконтролировать очень сложно», — признал Королев. И сделал оригинальное предложение. Почему бы общественной отраслевой организации (имеется ввиду, конечно, АРПП), в качестве саморегулирования отрасли, не выступить с инициативой — взять и официально заявить, что ее члены продавать сигареты подросткам не будут.
Идея, конечно, в теории хорошая. Но судя по отсутствию реакции со стороны действующих участников рынка — на практике сложновыполнимая.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU