— Какие формы государственной поддержки периодической печати существуют в Финляндии?
— С 2008 года в Финляндии существует только один вид субсидий прессе. Эти, так называемые селективные субсидии, предоставляются газетам, выходящим на языках национальных меньшинств (например, саами и рома) и на шведском языке. А также — соответствующим электронным средствам массовой информации и службам новостей на шведском языке. К тому же, на получении субсидии имеют право газеты с тиражами до 15 000 экземпляров (что прописано в соответствующем указе 2008/389, пункт 5).
— И насколько велика, в финансовом выражении, эта помощь?
— Годовой бюджет финансовой помощи СМИ составляет 0,5 млн. евро. Максимальный размер дотаций может составлять только 40% от эксплуатационных расходов газеты. Бюджет субсидий утверждается финским парламентом в контексте общего государственного бюджета.
— Вы ничего не сказали про НДС…
— Раньше печатные СМИ были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Но с начала 2012 года они стали облагаться НДС по сниженной ставке — 9%. Сниженная ставка НДС пока остается в силе, и трудно предсказать, как эта ситуация изменится в будущем.
— Как давно в вашей стране практикуются описанные выше механизмы помощи прессе?
— История субсидирования прессы Финляндии началась в 1951 году…
— То есть уже более 50 лет… Как вы считаете — насколько необходима, в принципе, система господдержки традиционной печатной отрасли? Особенно в свете стремительного развития новых, цифровых форм передачи контента.
— Вопрос поддержки печатных СМИ государством я считаю слишком политизированным, поэтому от комментариев воздержусь. Но, конечно, следует сказать, что наше Министерство транспорта и коммуникаций видит те риски и вызовы, которые возникают на медиарынке в свете растущего влияния цифровых технологий. Именно поэтому Министерство создало совет по вопросам печатных СМИ. Задача совета заключается в обсуждении проблем, с которыми сталкиваются печатные средства массовой информации, с целью выяснить, как мы — Министерство и пресса вместе — должны действовать в будущем и реагировать на вызовы рынка.
***
Интервью с экспертами других стран можно прочитать по ссылкам:
1. Германия — здесь.
2. Испания — здесь.
3. Франция — здесь.
Перевод и подготовка к публикации
Наталья Корнеева
Источник: PlanetaSMI.RU